Фото:AP Photo/Bernat Armangue
Передо мной доклад организации Arab Barometer, опубликованный 25 октября в журнале Foreign Affairs. Arab Barometer, по их собственным словам, — это «беспартийная исследовательская сеть, которая дает представление о социальных, политических и экономических установках и ценностях простых граждан по всему арабскому миру. С 2006 года публикует качественные и достоверные опросы общественного мнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке».
У «Барометра» много спонсоров, в том числе американское Агентство международного развития USAID, Инициатива партнерства США и Ближнего Востока MEPI при Госдепартаменте, Фонд National Endowment for Democracy (NED), BBC News на арабском языке, Программа развития ООН и некоторые другие. Партнер «Барометра» по опросам — Палестинский центр политики и опросов (PCPSR), «независимая некоммерческая организация и аналитический центр, занимающийся анализом политики и академическими исследованиями. PSR зарегистрирован как некоммерческое учреждение в министерстве юстиции Палестины».
Именно PSR проводит для «Барометра» опросы. В частности, опубликованный опрос указывает, что до войны лидеры Газы были крайне непопулярны, но «израильские репрессии могут это изменить». Опрос за несколько дней до начала войны между Израилем и ХАМАСом показывал, что в подавляющем большинстве жители Газы разочарованы неэффективным управлением ХАМАСа, поскольку переживают сильнейшие экономические трудности. Некоторые аналитики считают, что именно падение поддержки ХАМАСа в Газе побудило его совершить террористическую атаку 7 октября. Согласно опросу, большинство жителей Газы не поддерживают идеологию ХАМАСа. В отличие от ХАМАСа, цель которого — уничтожение еврейского государства, большинство респондентов (54%) высказались за решение, основанное на создании двух государств, при котором независимые Палестина и Израиль существуют бок о бок. На вопрос о степени доверия к властям ХАМАСа большинство респондентов (44%) ответили, что не доверяют ему вообще. Только 29% жителей Газы выразили «большое» или «довольно большое» доверие своему правительству.
Большинство жителей Газы не видят возможности публично выразить свое недовольство правительством, возглавляемым ХАМАСом. 27% респондентов выбрали ХАМАС в качестве предпочтительной партии, что немного меньше, чем доля тех, кто поддерживает ФАТХ (30%), еще примерно 7% — «Палестинский исламский джихад».
Та же картина с персоналиями. Если бы в Газе состоялись президентские выборы, заключенный в израильскую тюрьму член центрального комитета ФАТХа Марван Баргути лидировал бы (32%), Исмаил Хания получил бы 24%, Махмуд Аббас — 12%, при этом 30% заявили, что не пошли бы голосовать. И еще одна деталь. На конференции Университета Брандейса глава PSR Халиль Шикаки отметил: «До начала войны никто, кроме ХАМАСа, не был заинтересован в контроле над Газой. После уничтожения военной инфраструктуры ХАМАСа, что является наиболее значимым и долгосрочным результатом действий израильтян, Газа останется под контролем ХАМАСа даже тогда, когда будет полностью ликвидирована его способность обеспечивать правопорядок среди палестинцев или причинять боль и страдания израильтянам».
То есть выходит, что без ХАМАСа не получится, хотя он и не мил палестинцам Газы. Центр мирных коммуникаций США еще в январе затеял проект «Шепот в Газе» — реальные интервью с жителями сектора, рассказывающими о произвольных арестах, вымогательстве и насилии ХАМАСа. Лица скрыты изображениями мультяшных персонажей, голоса изменены. Недовольство есть, но, пока существует ХАМАС, оно никуда и никак не выплеснется. Королева Иордании Рания, недавно заявившая в интервью CNN, что быть пропалестинским — не значит поддерживать терроризм, права. Только никаких дальнейших предложений ни от нее, ни от других защитников палестинцев не слышно. Лишь — прекратить действия Израиля.
Эту же глубокую мысль недавно высказал одиозный американский сенатор Берни Сандерс, написав в Х: «Неизбирательные бомбардировки Израиля по больницам, лагерям беженцев убивают тысячи невинных людей. Это должно прекратиться немедленно». Правда, на следующий день он опомнился и признался CNN, что не знает, «как можно добиться прекращения огня… с такой организацией, как ХАМАС, которая занимается беспорядками и хаосом и разрушением Государства Израиль». «И я думаю, что арабские страны региона понимают, что ХАМАС должен уйти», — подытожил Сандерс.
При этом, как утверждает тот же Халиль Шикаки, единственная минимально приемлемая в перспективе фигура — Махмуд Аббас (Абу-Мазен), легитимность которого нулевая и в Газе, и на Западном берегу.
А теперь другой обзор. Вашингтонское издание The Hill и аналитик Марк Меллман, президент The Mellman Group, который помог избрать 30 сенаторов США, 12 губернаторов и десятки членов Палаты представителей. Ссылается он на данные палестинских социологов, но они иные: 70% палестинцев выступают против решения о создании двух государств — «создания палестинского государства рядом с Израилем». Еще большее число — 76% — против «решения о создании одного государства… в котором обе стороны пользуются равными правами».
Любые цифры, полученные изнутри Палестинской автономии, сомнительны и спорны. Любое мнение оттуда высказывается с опаской и оглядкой. Тем не менее внешние аналитики вынуждены оперировать именно этими цифрами. В типичном случае с количеством жертв в результате взрыва в больнице «Аль-Ахли» любая коррекция воспринимается как пропагандистская акция.
***
«Не каждый немец, купивший экземпляр «Майн кампф», обязательно читал его… Но если бы до 1933 года эту книгу прочитали больше немцев, не являющихся нацистами, и если бы иностранные государственные деятели мира внимательно прочитали ее, пока еще было время, и Германия, и весь мир могли бы быть спасены от катастрофы», — пишет Уильям Л. Ширер в книге «Взлет и падение Третьего рейха».
Хартия ХАМАСа была издана 18 августа 1988 года. Одна из ее статей повторяет известный хадис: «Судный день не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с евреями и не убьют их. Тогда евреи спрячутся за скалами и деревьями, и скалы и деревья будут кричать: «О мусульманин, за моей спиной прячется еврей, приди и убей его».
В 2017 году ХАМАС опубликовал пересмотренную хартию. В отличии от хартии 1988 года теперь утверждается, что ХАМАС не антиеврейское, а антисионистское движение и, соответственно, рассматривает «сионистов», а не «евреев», как главного врага и мишень своей агрессии. Но это мы уже проходили в каждом американском кампусе…
Нателла БОЛТЯНСКАЯ, «Детали».