Веселие есть питие!

Рассказ о трагическом событии — гибели старших сыновей Аарона, Тора завершает странно. И сказал Г-сподь Аарону: вина и шейхара не пей ты и сыновья твои, когда войдёте в шатёр соборный, дабы вы не умерли. Устав вечный родам вашим, чтобы вы различали между чистым и нечистым, святым и будничным…Комментируют, что одна из причин смерти Надава и Авигу — они выпили немного вина на празднике освящения Храма, а после вошли в святилище.

Удивляются мудрецы: запрет ещё не дан, как же можно наказывать за дозволенное? Разъясняют: кара пришла не за само вино, а за его последствия. Сознание замутнилось, братья перепутали закон и внесли в святыню чуждый огонь. И так мудрецы по поводу вина проходятся, что возникает сомнение: вправду ли жиды Русь споили?

Создано вино, лишь чтобы дать забвение, утешение скорбящим и воздать награду грешникам в этом мире (не оттого ли «энтузиасты» так его избегают, надеясь в будущем распить с гуриями?).

Не смотри на вино, что красно оно. С одной стороны, мы узнаём, что наилучшее вино для жертвенника и кидуша — красное. С другой, что его последствия — кровь, убийство (слова дам — кровь и адом — красный — в иврите близки). Когда Адам, первый человек, выпил вина на своей свадьбе с Хавой, легкомыслие привело к нарушению Высшей воли. Срывание плода, изгнание из Рая… и вся наша с вами дальнейшая история. Теперь понятен российский обычай: жених на свадьбе не пьёт? В Рай хочется! Есть, кстати, мнение, что плод дерева познания Добра и Зла — виноград. Или даже бутылка шипучего. В общем, смерть вошла в мир через вино.

Гематрия яин (вино) равна 70 (как и слова сод, тайна). Когда сыновья Аарона вмести с 70 старейшинами у Синая видели Б-га, и ели, и пили — это был не алкоголь. Само наслаждение бесконечным «для себя» приравнивается к пьянству! Тайны преждевременно раскрылись… Постигшее Надава и Авигу наказание — отсроченный результат того «застолья». Остальных спасла молитва Моше.

В трёх вещах испытывается человек: бакисо, косо векаасо. Стаканом, кошельком и гневом. Стакан приводит к опустошению кошелька и гневливости. Гневающийся же подобен идолопоклоннику, ибо служит дурному началу — идолу в себе. Да и от поклонения собственно истуканам недалёк: гнев лишает разума и самоконтроля.

Вино вызывает сонливость, самоуверенность, снижает отчётливость ума. Когда коэн совершает службу, он должен быть скромен, прыток и обладать ясным сознанием. Слишком велика ответственность, слишком влияют его действия и мысли на мир! Тора запрещает рисковать! Даже выпивший перед службой ревиит вина (меньше полстакана) коэн наказывается смертью от руки небес. Он словно не надел необходимые для службы одежды. Он — увечный, которому работа в Храме запрещена. Причём особым, человеческим увечьем (пьяного барана можно возлагать на жертвенник), приближающим его к состоянию животного.

Учёные спорят о деталях: входит ли сюда молодое вино, разбавленное, другие опьяняющие напитки; наказывается ли коэн, если он войдёт в святилище с бутылкой и «тяпнет» на выходе… На практике, та из 24 коэнских смен, которая заступала на службу в Храме, в течение всей «рабочей недели» не прикасалась к спиртному.

Ещё — запрещено выпившему ревиит трактовать Закон и судить. Иначе он может перепутать между чистым и нечистым, запрещённым и дозволенным…

Как же теперь объяснить, что вино пользуется таким уважением? Его возливают на жертвенник, им освящают шаббаты и праздники. Отделяют святое время от будничного (различай!). Тора сравнивается с вином, 70 её аспектов — с числом 70 яин. 70 детей Яакова, 70 народов мира…

Оказывается, есть два вида вина. Вино внешнее, о котором предупреждает Б-г Каина: у входа грех сторожит, но ты учись властвовать над ним! О нём говорит пасук: гематрия слов вино и шейхар равна гематрии шерец — нечистый гад! Это вино опьяняет, оно подвержено ритуальной нечистоте. Но ещё есть вино, хранимое в виноградинах с шести дней Творения. Сберегаемое для праведников, неосквернённое — ибо в первые шесть будничных дней зло ещё не портило мир. До греха Адама, по неопытности смешавшего с вином «внешним»…

Если человек использует вино в соответствии с Законом — он соприкасается с вином вечности. Которое само позаботится, чтобы повеселевшее тело хранило достоинство. Что за удовольствие оказаться на Пурим среди мудрецов! Языки под влиянием заповеди — «пить, пока не перепутаешь гематрии благословен Мордехай! и проклят Аман!», развязались… Откровения знания, в обычное время из скромности утаиваемые, так и сыплются! Мы этим снова и снова исправляем грех участия в пиру Ахашвероша — когда персидский царь выставил для обозрения краденые сосуды Храма и радовался еврейскому рабству… Впрочем, тому, чьё сердце наполнено чепухой, лучше просто поспать полчасика.

Урок: еврейское отношение к миру — не мусульманское воздержание или франко-русский разгул. Мы, вооружённые Торой, обязаны вносить и в простое вино глоточки его вечного прототипа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора