«ШМИНИ». ВИНО НОМЕР 8

Недельная глава «Шмини» содержит описание нового витка одного из постоянно повторяющихся сюжетов Торы — в точке наивысшего подъема происходит трагедия. В тот самый момент, когда Мишкан (переносной Храм) готов к работе и присутствие Всевышнего должно быть проявлено в наибольшей степени, в результате выхода за рамки Галахи (употребление вина при работе в Храме) погибают два сына Аарона, Надав и Авиу. К сожалению, это не первый раз, когда история развивается именно по этому сценарию.

Такая же история произошла в шестой день творения, когда только что созданный первый человек, вершина творения, съел плод Дерева Познания Добра и Зла. По одному из мнений раввинов Талмуда, этим плодом был виноград. После потопа «эквивалент» первого человека Ноах пытается исправить ошибку Адама. Шней Лухот а Брит объясняет, что причина, по которой Ноах был голым во время высаживания виноградника и распития вина от этого виноградника, была в попытке исправить то, что разрушил Адам.

Как известно, души Надав и Авиу были реинкарнацией одного из нижних уровней души первого человека — уровня нефеш мира Ацилут (Шаар аГильгулим, 38). Рав Пинхас Винстон говорит, что Надав и Авиу тоже попытались исправить ошибку Адама, и именно поэтому было использовано вино внутри Храма. Тора, конечно же, не приводит повторения всех этих вариантов развития, чтобы предупредить об опасностях алкогольного опьянения. Как говорилось в комментариях к недельной главе «Цав», хлеб — это уровень Галахи. Вино же соответствует уровню Каббалы — уровню тайн Торы.

Когда входит вино, выходят секреты (Эрувин, 65-А). Вино само по себе, как и большинство вещей в этом мире, нейтрально, то есть может быть использовано правильно либо нет. В каком-то смысле вино работает, подобно ключу, который открывает двери. Человек решает, каким ключом открыть какую дверь.

Само название недельной главы «Шмини» происходит от того же слова, что и восемь, а восемь, конечно же, указывает на уровень восприятия и понимания, который находится над обычным. Наше обычное существование определяется цифрой «7»: семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и так далее. Употребление вина (то есть контакт с Торой на уровне секретов) дает возможность подняться на этот непривычный уровень, уровень восьмой сфиры Бина, уровень понимания которого превосходит наше привычное восприятие.

Возникает вопрос: как же могло оказаться так, что праведники такого уровня, как Ноах или Надав и Авиу, имели настолько неправильное намерение, что это закончилось трагедией. Катастрофы такого масштаба тяжело объяснить только тем, что к праведникам, в силу их высокого уровня, предъявляются более высокие требования.

Махараль говорит, что если бы то, что сделали Надав и Авиу, произошло до дарования Торы, все было бы замечательно. Проблема с поступком Надав и Авиу, Ноаха, Адама и всех остальных в этой длиной цепочке была в том, что, проявив собственную инициативу, они вышли за рамки Галахи. Несмотря на то, что уровень вина (Каббалы) выше уровня хлеба (Галахи), духовный корень хлеба, то есть Галахи, выше всего остального.

Галаха задает рамки, в которых происходит все исправление и вся работа, и эти рамки нельзя сдвинуть ни вправо, ни влево. Это то, что нужно помнить всем изучающим Каббалу: как говорит книга «Зогар», основная каббалистическая книга, Галаха не может быть выведена из Каббалы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора