Неизвестная война: так русская армия убивала и грабила евреев

После того как русская армия оставила город, медики зафиксировали «17 проломов черепа, 18 переломов конечностей, 4 отрубленных языка, 1 случай отрезанных ушей и 7 изуродованных тел». Кажется, что это сводка вчерашних новостей из Украины, однако я привожу здесь цитату из документа, описывающего результаты произведенного русскими военными погрома в Галиции, в Новом Самборе (сегодня — город Самбiр, Львовская область Украины) в сентябре 1914 года.

Жестокая война России в Украине потрясла мир чудовищными преступлениями против гражданского населения: убийства, изнасилования, грабежи, совершаемые российскими солдатами и офицерами, вводят в шок и недоумение. Совершенно очевидно, что частично эти преступления — результат отдаваемых командованием приказов, в то время как другие — это результат разнузданного, не связанного никакими рамками дисциплины или морали поведения российских солдат. Сегодня все задаются одними и теми же вопросами: как эти зверства в отношении гражданского населения возможны в Европе в XXI веке? Как и почему может так себя вести современная армия?

По законам войны

Возможно, ответы на эти вопросы кроются в истории взаимоотношений русской армии и еврейского населения в годы Первой мировой войны. Как гражданское население Украины сегодня, так и евреи тогда стали объектом преследований и казней, жертвами массовых депортаций, погромов и грабежей.

Приведу два описания тех ужасов, которые творились в еврейских местечках прифронтовой полосы на территории Российской империи. Раввин Н. Л. Тверский из Копшивницы (Koprszywnica, сегодня — Польша) рассказывает, как вступившие в местечко в сентябре 1914 года казаки насиловали и грабили евреев. Артиллерийский офицер говорил раввину, что сами артиллеристы ничего плохого евреям не сделают, а вот казаки — «люди дикие, степные». Но казачий офицер ответил на просьбу остановить грабеж: «Поверьте, господин раввин, что мы сами боимся их…» Именно этот офицер с казаками и ограбил потом дом раввина. 

В местечке Бельвержишки (сегодня Balbieriškis, Литва) 30 апреля 1915 года офицер гвардейской кавалерийской части, военной элиты российской армии, потребовал от евреев привести ему проституток. Те сказали, что городок слишком мал, и проституток в нем нет. Тогда офицер не просто начал гоняться за девушками, но и зверски избил отца одной убежавшей от него еврейки.

Затем евреям приказали вносить с собой в дом поросенка. На следующий день все мужчины-евреи были собраны на базарной площади и по приказу вымели ее метлами. После этого их заставили петь еврейские песни. Евреи начали петь молитву «Коль-Нидрей» и плакать, но им закричали: «Не смейте пищать, пойте веселое!» При этом старики-евреи должны были танцевать. На следующий день евреев заставили принести ивовых прутьев и плести плети — которыми их же стали сечь. Заставляли их мочиться на розги и прогнали таким образом сквозь строй.

Но вдруг полк получил приказ выступать, и издевательства одномоментно прекратились. Архивы сохранили сотни жутких описаний такого рода, содержащих бесконечные рассказы о грабежах, физическом и сексуальном насилии, убийствах и оскорблениях евреев.

Исследуя эти архивные материалы, задаешься вопросом: откуда у русской армии эта ненависть, готовность унижать и преследовать? Самый простой ответ: это антисемитизм. Однако, на мой взгляд, он немногое объясняет. Причины враждебности русской армии к евреям гораздо глубже и сложнее антисемитских предубеждений и стереотипов.

Нужно, прежде всего, понять, что антиеврейское насилие во время Первой мировой, так же, как насилие против гражданского населения сегодня в Украине, имеет вполне рациональные основания, с точки зрения принятого тогда способа ведения войны. Тактика показательной жестокости и террор против гражданского населения как способ выиграть войну или, по крайней мере, обеспечить своей армии спокойный тыл, применяются в военном деле многие сотни лет. Один из русских генералов Первой мировой войны Владимир Гурко писал: «Террор может служить для покоренных народов предупреждением и гарантией того, что захватчикам не придется прибегать к еще большей жестокости в случае совершения действий, враждебных оккупационной армии». Как отмечают исследователи, тактика такого показательного насилия была испробована европейцами в XIX веке в колониальных войнах и затем перенесена в Европу. Здесь в очередной раз видны параллели с сегодняшним днем: тактика насилия в войне в Украине была опробована российской армией и в Чечне, и в Сирии. За столь серьезным вниманием к гражданскому населению стоит представление о лояльности населения как важнейшем ресурсе, который армия должна себе обеспечить — если потребуется, то и силой.

Такие цели обосновывались военной наукой в XIX веке и были общими для всех армий Первой мировой. Однако русская армия по отношению к евреям как в оккупированных областях, так и на своей территории вышла далеко за рекомендации военных учебников эпохи: по мнению современников, Российская империя объявила евреям настоящую войну.

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» описана следующая сцена: герои видят, как казаки гонят в тыл толпу выселяемых евреев. Далее следует замечание об отсутствии у евреев русского патриотизма: «А откуда быть ему, когда у врага они пользуются всеми правами, а у нас подвергаются одним гонениям?» Эту же мысль высказывали и представители русских властей: если евреи, проживавшие в Российской империи, были объектом жестких репрессивных мер и ограничений, то во время войны они естественным образом превращались во врагов. Отсутствие у еврейского населения собственной военной силы не делало их менее опасным врагом, так как благодаря их грамотности и экономическому весу евреи якобы были способны нанести русской армии тяжелый урон. 

Поэтому, основываясь на рациональном военном мышлении начала XX века и рациональном предположении о невозможности для евреев желать победы России, русская армия вполне осознанно объявила евреев своими врагами. В своем стремлении «обезвредить» еврейское население русская армия пыталась добиться от него лояльности страхом перед наказанием или полностью очистить от евреев всю линию фронта. Отсюда массовое взятие в заложники российских поданных еврейского происхождения и массовые депортации, самой масштабной из которых стало выселение 190 тысяч евреев из балтийских губерний в мае 1915 года.

Вынужденные маргиналы

Все вышесказанное объясняет враждебность русского командования и правительства по отношению к евреям, однако по-прежнему оставляет открытым вопрос: почему так зверствуют рядовые солдаты и младшие офицеры и откуда в их поведении столько жестокости? Ответы лежат, на мой взгляд, в области психологии. Как мы знаем из писем и дневников, русские солдаты сами чувствовали себя жертвами войны, преданными своим командованием и окруженными врагами. Они жили в постоянном страхе, очень часто не накормлены, плохо одеты и вооружены. Историки называют их «вынужденными маргиналами», при этом вооруженными и агрессивными. Кто-то должен был ответить за их беды и обиды, кому-то нужно было отомстить за их страдания. Евреи, чужаки и иноверцы, объявленные врагами, стали «идеальным» объектом для мести.

Письмо с фронта солдата Максима Чепурного, посланное 12 августа 1914 года, хорошо передает это настроение: «Наши проклятые евреи все передают, как наши войска, где стоят и куда движутся… и сейчас всех евреев грабим, разбиваем, как и следует за то, что они везде хотят обмануть». Экономические мотивы антиеврейского насилия также хорошо объяснимы: солдатам и казакам еврейские торговцы казались богачами, а грабеж еврейского имущества — заслуженной компенсацией за тяжелую, полную ужаса военную службу.

Следует добавить, что до мая 1915 года война для русской армии складывалась вполне успешно и казалась «почти выигранной». В этой ситуации обращать внимание на отношение войск к евреям, а именно на грабежи и насилие, казалось несущественным, и командиры и солдаты действовали по поговорке «война все спишет».

Неизвестная война1

Жертвы погрома. Фото: Wikipedia public domain

Когда затем начались тяжелые поражения и отступление русской армии с огромных территорий, одним из выдуманных объяснений тяжелой ситуации русской армии стала, естественно, «измена», а евреи очень подходили на роль изменников и козлов отпущения, виновных в поражениях. Истории о том, будто бы евреи провели немецкие войска в тыл русским или спрятали немцев в подвалах своих домов, чтобы нанести «удар в спину», широко распространялись. Их публиковали в официальной военной прессе, и, разумеется, они влияли на отношение российских войск к еврейскому населению.

Военная пресса также сделала немало для легитимации насилия против евреев и их дегуманизации как врагов. Вот, например, сценка из сатирической статьи в военном журнале «Разведчик» за 1915 год: «Маленький юркий жид, подобно рассердившемуся воробью, кричал, ругался, лез с кулаками на рослого казака и даже… вздумал силой выпихнуть его из лавки… Препирательство продолжалось недолго: вскипевший казак быстрым движением выхватил шашку и одним движением снес голову строптивому еврею, так она и покатилась под прилавок». Читая такие статьи в бесплатно раздававшемся официальном журнале, русские солдаты и офицеры должны были сделать вывод, что это официальная позиция армии и что любое насилие против евреев останется безнаказанным.

Ключевое значение в отношении войск к еврейскому населению играло отсутствие контроля и молчаливое согласие командования на насилие против евреев. Приведу один пример: в ноябре 1914 года в городе Ярослав (Jarosław, Западная Галиция, теперь — Польша) русские войска осуществили страшный погром. С 9 вечера до 5 утра следующего дня казаки и солдаты грабили, насиловали и убивали. Женщин вытаскивали из домов и насиловали прямо на улицах. Жена адвоката Зальценберга была изнасилована и убита. Пятилетней еврейской девочкой казак размахивал в воздухе, а затем ударил о тротуар. К утру в городе было 250 убитых и 189 тяжело раненых, 70 процентов из них евреи, остальные — местные жители, поляки.

Поразительно, однако, что в это самое время в городе располагался штаб 3-й армии вместе с командующим, болгарином на русской службе Радко Радко-Дмитриевым. Штаб размещался в ратуше в центре Ярослава, и командиры не могли не знать о грандиозном погроме, происходившем в небольшом городе с населением около 20 тысяч жителей. Совершенно понятно, что как в этом, так и в других случаях командирам высоких рангов было удобно «не замечать» антиеврейское насилие, чинимое вверенными им войсками.

Стоит отметить, что не только евреи маркировались как враги и становились жертвами русских солдат. В Восточной Пруссии за несколько недель русской оккупации в августе 1914 года было зафиксировано 1500 казней немецких гражданских жителей и 300 изнасилований. Таким образом, мы можем говорить скорее об определенных культурных кодах: в ситуации контакта с некоторыми группами населения вся армия, от командующего до последнего солдата, знала, что можно позволить себе делать все что угодно.

Для казаков к тому же грабеж был неотъемлемой частью традиционной культуры войны. Их «театрализованное насилие» в отношении евреев было инструментом, помогающим максимально эффективно добиться обогащения. Сексуальное насилие также играло роль инструмента превосходства и мести, символически унижавшего врагов, в данном случае евреев и немцев.

Современность и варварство

Вернемся к сегодняшним новостям из Украины и посмотрим, насколько описанный мной тип поведения проявляется в нынешней войне.

Так же, как и 110 лет назад, когда русская армия объявила «войну» евреям, российские солдаты сегодня воюют не только с Украиной, но и с украинцами. Стремясь подавить в зародыше любое возможное сопротивление в своем тылу, российские войска действуют по лекалам столетней давности и прибегают к массовым репрессиям. Превентивные аресты, пытки и похищения людей стали обыденностью на оккупированных территориях. Различие между «гражданским» населением и военными размывается, все цели считаются легитимными, само существование украинцев делегитимизируется, а они сами — дегуманизируются.

Неизвестная война2Похороны мирных жителей в Буче в Украине. AP/Rodrigo Abd

Как и в случае с евреями в годы Первой мировой войны, такая война с огромной группой населения является стратегически легкомысленной и непродуманной: гигантский политический и международный ущерб от нее намного превосходит возможную «пользу», а мобилизация международного общественного мнения против России резко растет на фоне этого организованного государством террора. В то же время война с гражданским населением наносит самой российской армии гигантский ущерб: она приводит к хаосу в тылу, разрушает дисциплину и резко подрывает боеготовность. Так же, как в годы Первой мировой войны, мы видим сегодня сочетание рациональных штабных расчетов, с одной стороны, и архаичных моделей поведения — с другой. В этих моделях война рассматривается как средство наживы, а любые гражданские лица, оказавшиеся вблизи солдат, — как законная добыча и объект любого, включая сексуальное, насилия. Это сочетание модерна и варварства, рационального стремления устрашить непокорное население с присущим архаичным культурам стремлением грабить при любой возможности и вымещать свои фрустрации на беззащитных людях, сохранилось нетронутым в поведении российской армии со времени Первой мировой войны.

В 1917 году императорская Россия не выдержала тяжести тотальной войны и рухнула в революцию и годы кровавой междоусобицы. Может быть, отсталая в культурном и социальном отношении (а по многим параметрам Россия именно такая) страна способна вести современную войну только описанным в этой статье способом, то есть грабя и убивая беззащитных людей?

Закончится ли эта война для России так же, как и война столетней давности, мы увидим, я надеюсь, уже скоро.

Семён ГОЛЬДИН, историк, сотрудник Еврейского университета в Иерусалиме 

Фото: Wikipedia public domain 

detaly.co.il

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 thought on “Неизвестная война: так русская армия убивала и грабила евреев

  1. Статья наглядно демонстрирует традиционное рабское поклонение ашкеназского истеблишмента антисемитской России

    Война против евреев является неотъемлемой частью российской политики на протяжении всей ее истории, от царей и императоров до генсеков и президентов, но при этом эта война остается «неизвестной» — настолько старательно еврейские лидеры поколениями стараются вычеркнуть из памяти народа его собственный геноцид.

    Попытки автора найти некое рациональное зерно в злодеяниях были бы сочтены шокирующими и неуместными, иди речь об Инквизиции или Освенциме, но в случае с Россией стали некой данью демонстрации лояльности.

    Именование «междоусобицей» вторжения Советской России в молодое украинское государство также демонстрирует российские нарративы. Ликвидация Красной Армией не вписывающейся в догмы марксизма иудейской общины Украины, ставшая по сути началом Холокоста, является частью все той же «неизвестной» войны России против евреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *