Жизненный опыт студентов-евреев, сталкивающихся с антисемитизмом в кампусах на территории Соединенных Штатов, зафиксирован в недавно опубликованном исследовании, сообщает журналист The Jerusalem Post Даниэль Грейман-Кеннард.
Исследование, ожидающее рецензирования и опубликованное в American Journal of Qualitative Research, призвано заполнить пробел в научной литературе о дискриминации, с которой сталкиваются студенты-евреи.
Исследование показало, что евреи сталкиваются с четырьмя основными проблемами в кампусе. Во-первых, опыт раскрытия или воплощения своей еврейской идентичности. Во-вторых, антисемитизм. В-третьих, чувство отверженности в культурном смысле. Наконец, опыт исключения из групп, выступающих за социальную справедливость, и непризнание статуса меньшинства.
Жизнь евреев в США
Согласно исследованию, в Соединенных Штатах проживают 5,7 млн. евреев, что является самой большой в мире их концентрацией. Однако в исследовании приводится статистика Pew Research Center о том, что к 2050 году большинство американских евреев вернутся в Израиль. Исследование предполагает, что одной из причин ожидаемой массовой алии является то, что опасения по поводу антисемитизма на евреев оказывают более сильное влияние, чем устоявшиеся социальные связи.
Новый антисемитизм
Согласно исследованию, в начале 2000-х годов развился новый тип антисемитизма. Этот тип предубеждений сменил расовую теорию, связанную с нацистами, на враждебность по отношению к Израилю и бесчувствие по отношению к евреям. В новой форме антисемитизма преступления против евреев часто рассматриваются как обычные преступления против людей. Исторические случаи антисемитизма подвергаются расизации как разногласия между белыми евреями и мусульманами-BAME (чернокожие, азиаты и представители иных меньшинств). Еще одна проблема — отсутствие общепризнанного определения «языка вражды». Это позволяет закодированному языку антисемитизма заполонить онлайн-пространство. Исследователи считают необходимым провести сравнение теорий заговоров XIV века, касающихся евреев и бубонной чумы, с теориями заговора современной эпохи, касающимися евреев и пандемии covid-19. Авторы исследования ссылаются на статистику Американского еврейского комитета в 2021 году, которая показала, что 24% американских евреев подверглись антисемитским нападкам в учебном заведении. Половина респондентов ответили, что, по их мнению, за последние 5 лет антисемитизм в кампусах усилился.
Исследователи собрали данные у четырех студентов, магистрантов-евреев, обучающихся по программе «Консультирование, парная и семейная терапия». Исследователи, оба преподающие в кампусе, стали свидетелями антисемитских нападок на студентов-евреев. Это и побудило их провести исследование. Одна из них — еврейка, потомок пережившего Холокост — написала, что была вдохновлена на это исследование, почувствовав, что стала жертвой узаконенного антисемитизма. В анкете участникам задали следующие вопросы: «Расскажите немного о себе и о том, что для вас значит ваша еврейская идентичность?»
«Сталкивались ли вы с антисемитскими или антиизраильскими выпадами в кампусе в классах или среди сверстников? Если да, приведите примеры».
«Каков ваш опыт общения с персоналом кампуса, профессорами или сверстниками о ваших потребностях как еврейского студента? Пожалуйста, приведите примеры».
«Считаете ли вы, что кампусы и университетский персонал могли бы лучше решать проблемы с антисемитизмом и антиизраилизмом в кампусе, и если да, то как?»
«Что еще вы хотели бы добавить?»
Все четыре участника заявили, что не чувствуют себя в безопасности, выражая свою еврейскую идентичность, поскольку опасаются дискриминации со стороны сотрудников университета. Студенты рассказали о том, когда и как решили сообщить о своем еврействе. Один студент заявил: «Я думаю, что в иудаизме есть такая вещь, как «сидение в шкафу» (т.е. сокрытие своего еврейства)…». Другой отметил, что евреи должны подвергать цензуре или преуменьшать свое еврейство, чтобы быть принятыми доминирующей культурой: «Мы узнали, что для полноценного участия в жизни общества нельзя быть “слишком евреем».
Каждый из студентов заявил, что антисемитизм так или иначе затронул его жизнь. Одна девушка рассказала о своих бабушке и дедушке, переживших Холокост. Другой студент сообщил, что видел, как его мать подверглась физическому насилию за то, что она еврейка. Он так описал свое раннее осознание антисемитизма: «Знаете, у моей мамы швы на голове от того, что в нее бросали камни… потому что она еврейка». Трое участников считают, что иудаизм как культура или этническая принадлежность невидимы, поскольку рассматривается только как религия.
Столкновение с антисемитизмом
Трое участников исследования ощутили антисемитизм в форме микроагрессии еще в детстве. Они постоянно получали подтверждения тому, что евреи не нравятся обществу. Один из участников говорит: «Это началось, когда я действительно понял, что люди ненавидят евреев… Когда я стал достаточно взрослым, чтобы понять, что такое ненавистнические высказывания». Другой студент описывает ситуацию, которая случилась с ним в выпускном классе: «У меня были некоторые соученики, говорившие, например, что евреи хорошо разбираются в математике, финансах, всяких подобных вещах. Типа, спросите его, он еврей… Я слышал, как это прозвучало в классе, и соглашался с таким комментарием, но это… только увеличивало напряжение и мою настороженность к окружающим». Участница исследования рассказала об оскорблениях, которые она получала в научных учреждениях и в обществе в целом: «В научном мире такие вещи случались. Я всю свою жизнь подвергалась микроагрессии в связи с тем, что меня оскорбительно называли… Помню, в колледже была девушка, которая всегда переходила со мной на “недопустимый” уровень общения и называла меня «глупой еврейкой». Мы были подругами, и я, не выдержав, сказала ей однажды, что это ненормально»… Один из участников рассказал, что бывший друг заявил ему: «Я видел, что вы поддерживаете ЦАХАЛ, мы не можем быть друзьями». Участники исследования говорят, что их коллеги и начальство считали, что они лучше знают, что такое антисемитизм.
Отверженность в сфере образования
Все участники ощутили на себе, что еврейские взгляды не признаются и не учитываются в рамках их академических программ. Объясняя эту ситуацию, один студент вспоминает: «Когда мы говорим о микроагрессии, я теряю счет этой микроагрессии, с которой ежедневно сталкиваюсь на работе, со стороны сверстников… Но об этом никогда не говорили на занятиях». Другой говорит: «Я нервничаю, потому что не чувствую, что университет обязательно поддержит меня». Один из студентов понимает, что быть евреем небезопасно. А мне говорят: «Ты не знаешь, каково быть черным». Я понимаю, что есть нежелание узаконивать еврейский опыт страданий от угнетения в Соединенных Штатах». Студенты обсудили распространенное и вредное убеждение, что евреи — белые, а значит, имеют все привилегии, связанные с этим расовым ярлыком. Все участники единодушно описали те тяжелые чувства, которые возникали, когда они вынуждены были защищать себя и других евреев.
Заключение авторов исследования
Авторы завершают свое исследование заключением, написанным в личной тональности: «Трудно количественно оценить тот уровень созвучия, которое я (первый автор. — Ред.) получил, изучая истории участников. Хоть мое сердце сжалось, когда я узнал о молчании и исключении, я благодарен за то, что слышу теперь неуслышанные голоса. Надеюсь, результаты исследования проникнут в сознание читателя и освободят место за «столом социальной справедливости» и в кампусе для студентов-евреев. В своем стремлении реагировать на антисемитизм я вспоминаю знаменитые слова Эли Визеля (1986): «Больше всего жертву ранит не жестокость угнетателя, а молчание стороннего наблюдателя». Как раненый исследователь и такой же еврей, я использую свой голос в науке, чтобы уменьшить страдания от системного угнетения».
Семен ЧАРНЫЙ
lechaim.ru