Сказать, что он «гений» — мельчить. Судите сами.
Потомок царя Давида рабби Йонатан Эйбешюц родился в 1690 в Пинчуве близ Кракова в семье Натана-Наты — раввина городка, выдающегося каббалиста. Дед Йонатана — знаменитый каббалист рав Натан-Нета Шапиро из Кракова (1585-1633), автор «Мегале амукот» (Раскрывающий тайное) и многих работ, из которых напечатаны лишь «Хидушей аншей шем» (Новинки людей именитых) — комментарий на кодекс рабби Ицхака Альфаси (1013-1103). Про деда рассказывают, что он обладал абсолютной памятью и обычно цитировал наизусть; видимо, это передалось внуку. С 3 лет тот занимался в хедере с мальчиками вдвое старше, в 7 отец начал учить с ним Талмуд. Мать умерла, когда Йонатану исполнилось 11, отец становится раввином моравского городка Эйбешюца — отсюда фамилия. Создаёт ешиву, младший студент которой — сын. «Илуй (вундеркинд) из Эйбешюца» изучает с отцом каббалу, математику, астрономию, естественные науки… В 13 осиротел — и перебрался в ешиву моравского города Просниц под руководством рабби Меира Айзенштадта (1670-1744), одного из ведущих законоучителей поколения.
Придётся вступить на зыбкий лёд предположений. В Проснице жил (и преподавал) Йеуда-Лейб Просниц (1679-1730), глава шабтианцев Моравии, позже провозгласивший себя «мессией». Об этом несчастном человеке поговорим отдельно; рав Айзенштадт, старший на 9 лет, был его учеником, но разобравшись, открыто от «провидца» отрёкся. Утверждают, что «рав Йонатан стал последователем Йеуды-Лейба», который отзывался о юноше в самых превосходных тонах и прочил его в будущие «машиахи» — но сколь была близкой и длительной связь, судить сложно. В 1703-1705 Просниц путешествует, лишь к 1706 возвращается в город, чьё название носит фамилией, работает с группой из 10 учеников… Едва ли рав Йонатан в неё входил. Он был ближайшим учеником рава Айзенштадта, который относился к юноше как к сыну и несомненно предостерёг бы от псевдо-каббалистических помешательств. Да и перебрался он в 1705 в Прагу. Известно о встречах рава Эйбешюца с каббалистом и тайным шабтианцем Нехемьей Хайюном, а вот насколько они оказали (и оказали ли?) влияние друг на друга, можно лишь догадываться. Предполагаю — копеечное, Нехемья и без того в себе уверен, а молодой гений уже крепко стоит на ногах.
В 14 Йонатан получает раввинское посвящение и тогда же женится на внучке главного раввина Богемии рава Зеева-Вольфа Шапиро (возможно, дальней родственнице). Переезжает в Прагу, отныне его именуют «Йонатан Прагер». Складывается группа учеников, многие куда старше 15-летнего учителя. В 19 он — ближайший помощник главного рава Праги Давида Опенгайма (1664-1736), одного из духовных лидеров поколения и одновременно — одного из богатейших людей Европы. Рав Йонатан — даршан, проповедник и толкователь Торы общины; его считали одним из лучших лекторов в истории. Гомилитические, посвящённые искусству публичных выступлений его работы поныне нарасхват. Состоялась известная «дискуссия о кошерности петуха» с Хахамом Цви (1660-1718): при разделке не нашли сердца, Хамам признал птицу кошерной (без сердца она жить не может, просто потерялось), другой рав нет — и двадцатилетний рав Эйбешюц решил спор в пользу противника Хахама, узнав у физиологов, что «бессердечные» птицы случаются. Любопытно, что рав Опенгайм учился у отца Хахама Цви, а с его сыном раву Эйбещюцу придётся вести суровый спор в последние годы жизни.
Блестящая карьера продолжается. В 1715 рав Йонатан открывает в Праге ешиву, в которую стекаются сотни лучших со всей Европы. Всеми любимый, добрый и обходительный, он ведёт невероятный образ жизни: спит по несколько минут урывками, ложится в кровать только в Шаббат и праздники, практически все средства отдаёт на цдаку, изучает и обучает Торе и — пишет. Издано около 30 его законоведческих трудов. В 1725 рав участвует в хереме (отлучении), который раввины Праги наложили на местных шабтианцев.
В 1736 умирает рав Опенгайм и рав Эйбешюц — глава евреев Праги и член городского совета (его авторитет огромен и у неевреев). Рав принят при дворе императора Карла VI. Он договаривается с кардиналом Хассембауэром о печатании Талмуда — но на условии, что будут исключены места, противоречащие христианству. Вспыхнул спор и из-за протеста раввинов Франкфурта издание усечённого Талмуда не состоялось.
Однако почтение почтением… В 1741 французские войска подходят к Праге. Австрийские власти, нуждающиеся в деньгах на войну, пошли накатанным путём: арестовали рава, заковали в кандалы и требуют у евреев огромный выкуп. Когда же кандалы сняты, французы выдают раву Эйбешюцу охранную грамоту на право покинуть осаждённый город и даже предоставляют конвой по дорогам Европы. Австрийцы именуют сие «изменой» и конфискуют его имущество.
Разночтения, скоро ли рав добрался до Меца — сразу или в 1744, когда рав Яков-Йешуа Фальк (1680-1756) переехал во Франкфурт-на-Майне. С 1744 рав Эйбешюц — глава 45000 евреев. Здесь он написал основополагающие алахические работы и прославился как чудотворец — его амулеты спасают, к нему обращаются и иноверцы.
В конце 1749 рав принимает предложение возглавить Тройственную общину (Гамбург, Альтона, Вандсбек). И через год, в 1751 начинается разрушительный конфликт в нашем народе: рав Яков Эмден, сын Хахама Цви, изучает один из приписываемых раву Йонатану амулетов и находит элементы шабтианства. Не буду повторяться, об этом много написано, полной ясности нет до сих пор; так, Генрих Грец и Гершом Шолем считают рава Йонатана тайным шабтианцем (а что он «своих» отлучал — так это у партизан принято), другие полагают, что были у него в молодости колебания об истинности «мессианства», от которых позднее отошёл; прочие видят в нём невинную жертву «обскурантизма и фанатизма»… Среди мудрецов Торы рав Эйбешюц оправдан, хотя ситуация не столь однозначна: так, в 1760 его сын Вольф объявил себя «франкистским пророком», а в пражской ешиве обнаружены шабтианские группы — дошло до того, что в 1761 ешиву из-за этого закрыли!
Выскажу свои соображения. Рава Штеймана (1913-2017) спросили о причинах еврейских бед — на первое место он поставил махлокет: споры, конфликты. Когда беспричинную взаимную ненависть сменит такая же любовь — Третий Храм спустится на землю. Но у злого начала своя работа — палки в колёса, «дабы служба мёдом не казалась». И этим мёдом его не корми, дай перессорить истинных мудрецов и общины. Коли есть поводы (типа борьбы с конспиративными еретическими группами), подбрасываются ситуации, позволяющие подозревать и сталкивать лбами самых достойных. Думаю, судьба «амулета раздора» примерно такова: его скопировали, переписчик допустил (не исключаю, умышленно) безобидное на первый взгляд искажение. У шабтианцев не хватало настоящих лидеров, записать в «свои» такого человека, как рав Эйбешюц: признанный мудрец, праведник и тайнознатец — подарок с неба. Приятно и стравить меж собою раввинов, особенно тех, кто сектантов клеймил. Наверняка не случайно амулет попал к раву Эмдену, истории о «скрытых связях» рава Эйбешюца с подпольщиками умело множились через сплетников. На сына рава могла повлиять скандальная обстановка и нашёптывания сбоку, а ссылки на якобы шабтианство уехавшего светила — на студентов его прежней ешивы. Короче, то была контратака сил разрушения, достигшая в немалой степени своей цели: снизить авторитет раввинов. Из-за ссор и взаимных отлучений пол Европы оказалось под тем или иным херемом, ну а бездельникам нет ничего любезней, чем обсасывать пятна на великих.
Полагаю, ни в один момент рав Йонатам шабтианцем не был, но те или иные идеи лурианской каббалы, которые сектанты вплетали в свои комбинации, могли его увлекать — и учился он им у тех, кто рядом. Вот и всё.
Рав оставил мир 21 Элуля (18 сентября) 1764 года в Альтоне. Вероятно, в последние свои годы рав Эмден сожалел о конфликте и его последствиях, похоронены они рядом. Обязанность же пресечь ссоры в народе досталась нам по наследству.