Отрицают ли в России Холокост? Да, причем на государственном уровне. Власти РФ хотят, чтобы это слово не обозначало истребление еврейского народа, а применялось ко всем жертвам нацизма на оккупированной территории Советского Союза.
И хотя не случайно именно сейчас, когда официальная Москва представляет свою войну в Украине как «денацификацию», представитель МИДа РФ Мария Захарова сочла необходимым написать в правительственной «Российской газете», что «термин «Холокост» имеет устоявшееся значение в мировой историографии, и его содержание не сводится к характеристике зверств нацистов исключительно в отношении еврейского населения», — сам отказ от Холокоста в России внедряется уже давно.
«Для советского человека темы Холокоста вообще не существовало. И сейчас власти пошли по тем же рельсам — утопить его в теме всех жертв среди гражданского населения. Вопреки 1990-м, когда о Холокосте начали упоминать, теперь в России возвращаются к стратегии «не выделять», — говорит историк Юрий Пивоваров. — Это еще один камень в фундамент «особого пути»: во всем мире говорят об убийстве евреев, а мы — о советском народе». Мария Захарова транслирует государственную точку зрения, в которой уже присутствует антисемитский посыл — неявный, но всем понятный. Как некогда борьба с «космополитами», которая тоже была государственной «программой», и граждане отлично понимали, кто имеется в виду. Кстати, после войны разыгрывать эту карту было особенно цинично. Но товарищ Сталин знал, что это незаменимое средство для создания в обществе атмосферы ненависти, агрессии, в которой и появляется спрос на врагов. А сегодня в России эпоха сталинских репрессий обеляется, так что сказать это про Холокост — такой же сознательный государственный выбор, как и ликвидация общества «Мемориал». Сопредседатель российского центра «Холокост» историк Илья Альтман отправил в редакцию «Российской газеты» ответ на статью Захаровой, разоблачающий подтасовки, к которым она прибегла, ссылаясь на иностранные словари и резолюции в оправдание своей позиции. «…В 2007 г. и 2022 г. Генассамблея ООН принимает еще две резолюции, на сей раз — «Об отрицании Холокоста». Последняя из них, внесенная Израилем и Германией, четко связывает отрицание Холокоста с антисемитизмом, призывая бороться с ним, в том числе — в социальных сетях. Не случайно практически все отрицатели Холокоста вопрос о других жертвах нацизма, кроме евреев, не рассматривают. Примером могут служить две конференции и конкурсы карикатур о Холокосте, проводившихся в Иране при президенте М. Ахмадинеджаде, — пишет историк. — М. В. Захарова ссылается также на Кембриджский словарь, где говорится: «Холокост — это систематическое убийство нацистами большого числа людей, в особенности евреев во время Второй мировой войны». Но в англо-немецкой версии этого же словаря читаем: «Холокост — убийство миллионов евреев немецким нацистским правительством в период 1941–1945 годов». Аналогичная трактовка дается и в неупомянутом автором Оксфордском словаре: «Холокост — уничтожение 6 миллионов евреев во время Второй мировой войны. Так что оснований для ревизии этого термина нет».
В России уже давно пытаются затереть память о Холокосте. Как это делается? Путем замещения одного понятия другим и внедрения новой структуры. Например, с 2018 года в России функционирует некий проект «Без срока давности». Цель — сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Проект поддерживает министерство просвещения РФ, курирует Московский государственный педагогический университет. На сайте проекта размещена информация о судебных процессах в разных местах России, «признающих геноцидом преступления нацистов и их союзников против мирного советского населения». Вот, например, материалы прошедшего в июле 2023 года процесса в Смоленской области: «В ходе судебного процесса изучены архивные документы и материалы по фактам массового уничтожения мирного населения немецкими захватчиками и пособниками, выходцами с Украины, Польши, Чехии, Австрии и Франции, которые отличались особой жестокостью в своих расправах». Евреи в качестве жертв не упоминаются. Когда в Ставропольском крае в декабре 2022 суд рассматривал дело о геноциде мирных жителей нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, евреи тоже особо не упоминались. Для справки: на территории Ставропольского края были уничтожены 31.645 мирных граждан. Около 19.700 человек — это жертвы Холокоста. Основные карательные акции прошли в августе-сентябре 1942 года, когда нацисты истребили 18.150 евреев. «В Ростовской области один из журналистов в местной прессе проявил недюжинную эрудицию: Холокост ведь в прямом переводе означает сожжение? А у нас в Ростове-на-Дону евреев не сжигали, их расстреливали», — вспоминал Альтман.
На суде прокурор Ростовской области тоже говорил о «геноциде славян и иных национальных и этнических групп». Вообще о Ростове стоит рассказать чуть подробнее еще одну историю, начавшуюся в 2011 году: тогда мэрия города сообщила, что заменит информационную доску в мемориальном комплексе «Змиёвская балка». Прежняя надпись гласила: «11-12 августа 1942 года здесь были уничтожены нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста». Новая уже была иной: «Здесь, в Змиёвской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами были уничтожены более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых — представители многих национальностей». За сим последовал долгий скандальный процесс, в результате которого удалось добиться следующего: сегодняшняя надпись указывает на мирных граждан и военнопленных, но затем продолжается словами: «Змиёвская балка — крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны». На восстановление этих слов о евреях ушло два года,,.
Как отметил Альтман, официально признанный Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году День памяти жертв Холокоста — дата, давно вошедшая в национальные календари 40 государств, хотя эти государства не освобождали узников Аушвица 27 января 1945 года, в отличие от СССР, правопреемницей которого стала Россия. При этом чиновники министерства просвещения РФ вернули этот день в календарь образовательных событий только в 2022 году и только после вмешательства Совета по правам человека при президенте РФ. «Мы долго за это бились. Писали письма. В 2012-м написали тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву просьбу внести 27 января в официальный образовательный календарь. Нам ответили, что в России есть День памяти и скорби, 22 июня, и большего нам не требуется». С нынешнего года в России существует другой памятный день — 19 апреля, обласканный властями. Если вы думаете, что речь идет о дате начала восстания в Варшавском гетто, то вы горько ошибаетесь. 19 апреля — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи…
Нателла БОЛТЯНСКАЯ, «Детали»
Москва изначально еще во времена СССР утверждала, будто мишенью геноцида были не евреи, а русские, так что тут ничего нового. Но была и доля правды: в СССР не скрывали и даже гордились тем, что главной целью Германии в войне была борьба против большевизма, в современной же России об этом факте предпочитают молчать.
Над отрицанием Холокоста основательно поработал сам Израиль: когда-то говорили об «уникальности Холокоста» — что гибель европейского еврейства была почти тотальной, что евреи не были стороной войны, что спасения евреям не было из-за мирового антисемитизма. Но в последнее время все эти тезисы сошли на нет: еврейская «не сторона войны» выставила против Германии около двух миллионов еврейских бойцов, еврейство которых постоянно подчеркивается, ссылки на чуть ли не миллионы «эвакуированных» разбивают тезис о «тотальности», объявление преследовавших еврейских беженцев мировых держав «спасителями евреев» и признание Германии по сути лишь единственной виновной стороной делает незначительными любые упоминания о мировом антисемитизме как о причине Холокоста.
Ранее любые сравнения с Холокостом считались неуместными именно из-за его уникальности, теперь об этой раздавленной уникальности не заикается даже глава Яд Вашем, по должностной привычке вынужденный возмущаться сравнениями, но уже неспособный внятно объяснить причины своего возмущения.