Начало осени 1984 года (речь не идет о романе Джорджа Оруэлла «1984») в шахматном мире ознаменовалось историческим матчем между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и молодым претендентом Гарри Каспаровым.
По правилам, матч должен был продолжаться до шести побед одного из участников. В начале матча было сыграно несколько ничьих, а затем Карпов выиграл четыре партии. После четвертого проигрыша мне в Алма-Ату, где я проживал, позвонил один из тренеров Каспарова и мой хороший знакомый по Алма-Ате и шахматам, молодой гроссмейстер Евгений Владимиров. Как у коренного алмаатинца, у него родилась идея, как поднять боевой дух Гарри Каспарова. Он попросил меня организовать доставку знаменитых алма-атинских яблок апорт в Москву для Гарри. Старинные легенды утверждали, что этот сорт яблок, выведенный на Балканах, обладает удивительными свойствами для поднятия сил и боевого духа. Для меня, большого поклонника таланта Каспарова, не было никаких сомнений в том, что я должен справиться с этой «миссией». Руководителем научной лаборатории Института физики высоких энергий, где я трудился, был известный казахский ученый физик и большой поклонник шахмат, академик Жавкен Сулейменович Такибаев. Когда я рассказал ему о просьбе Владимирова, он отреагировал мгновенно и разрешил мне оформить командировку в Москву на неделю. С моим близким другом и коллегой, так же большим любителем шахмат, Кимом Шараповым мы отправились на знаменитый алма-атинский «Зеленый» базар.
На одном из многочисленных прилавков, за которым стоял симпатичный парень «кавказского вида», мы увидели великолепные яблоки апорт — те, что мы искали. Мы объяснили, что хотим купить ящик этих самых яблок для отправки в Москву на чемпионат мира по шахматам. И невзначай упомянули, что яблоки предназначаются для Гарри Каспарова, который борется за звание чемпиона мира.
И тут началось…
В мгновение ока все продавцы «кавказской внешности», находившиеся в это время на «Зеленом» базаре, сбежались к нашему прилавку. Нас тут же заверили, чтобы мы не беспокоились ни о чем. Уверили, что самый отборный апорт, который имеется на этом базаре, будет немедленно отобран и упакован в самую большую коробку от «самого большого телевизора». Речь об оплате была немедленно воспринята как кровная обида. Нас также заверили, что завтра коробка с яблоками будет сопровождать меня в Москву. Оплаченный билет на самое удобное место на утреннем самолете будет ждать меня в аэропорту в такой-то кассе.
Наступило завтра. Я отправился в аэропорт, получил билет в указанной кассе и улетел в Москву вместе с ящиком яблок. Самое интересное началось, когда вдруг при подлете к Москве, стюардесса объявила, что самолет произведет посадку не в аэропорту Домодедово, а рядом с полосой, предназначенной для военных самолетов. Стюардесса попросила пассажиров не волноваться, объяснив, что сечас подъедут автобусы, и всех доставят в аэропорт Домодедово.
В это время в самолет вошли двое симпатитчных молодых людей в штатском и назвали мою фамилию. Мне явно стало не по себе. Вежливо представившись, они попросили меня выйти. Пассажиры, кто с сочувствием, кто с любопытством, смотрели нам вслед. Никто на всем белом свете не мог себе представить, что две черные с затонированными стеклами «Волги», остановившиеся около нашего самолета, ожидали именно меня и мой ящик с яблоками. Сопровождавшие меня люди сообщили, что одна «Волга» немедленно доставит ящик с апортом в гостиницу к Каспарову, а вторая готова отвезти меня туда, куда я скажу. По правде сказать, мне было как-то страшновато. Но выбора я не было, и я согласился. К счастью, все так и случилось, и меня доставили на квартиру моей младшей дочери Маши, которая жила в Москве.
На следующий день я позвонил Владимирову, и мы договорились встретиться в центре Москвы, у Колонного зала Дома Союзов, где проходил этот знаменитый матч. Чтобы попасть на матч, нужно было иметь специальный пропуск, которого у меня, естественно, не было. Зал был окружен милицией. Владимиров снял с себя свой пропуск и отдал мне. «У меня еще один есть», — заверил он меня. Несмотря на другую фотографию на пропуске, меня спокойно пропустил очень вежливый молодой милиционер. Я прошел в зал, где проходила знаменитая игра. Так начался мой первый день на матче.
Войдя в зал, я остолбенел. Посмотрев на аудиторию, где сидели зрители, я сразу понял, где находятся поклонники и болельшики Карпова, а где Каспарова. Два лагеря были четко обозначены. Первым, кого я увидел, была знаменитая актриса Марина Неелова, сидевшая в полном одиночестве среди поклонников Каспарова. В другом ряду сидела мама Каспарова и рядом с ней я заметил знакомого человека, имя и фамилию которого никак не мог вспомнить. И вдруг меня осенило: «А теперь Горбатый» — пронеслось в моей голове. Это же мой любимый актер Армен Борисович Джигарханян!
В течение последующей недели матч продолжался с таким же счетом 4:0. Моя командировка закончилась, и я улетел домой в Алма-Ату. Каспаров и Карпов сыграли подряд еще 17 ничьих. Я подсчитал, что примерно половина ящика апорта уже съедена, и согласно легенде, дух и сила Гарри Каспарова должны проявиться именно сейчас. Однако, к всеобщему ужасу всех моих друзей -страстных болельщиков Каспарова, счет становится 5:0 в пользу Карпова. Тут я начал сомневаться в правдивости легенды о чудодейственном свойстве яблок апорт. Мне пришла в голову мысль: если я ещё когда-нибудь появлюсь на «Зеленом» базаре, то мои кавказские друзья это неправильно поймут. Мой дух был окончательно сломлен. Я серьезно начал опасаться за свою жизнь.
Было сыграно еще несколько ничейных партий, и Карпову достаточно было одержать одну победу, и матч был бы закончен.
И тут Каспаров съедает последнее яблоко… и выигрывает три партии подряд. Счет становится 5:3. На этот момент матч продолжался 159 дней. И тут начинают происходить невероятные события. Выступил президент Всемирной шахматной Федерации Флоренсио Кампоманес и объявил, что матч закончен без объявления победителя в связи с тем, что участники устали. И предложил продолжить матч через несколоко месяцев, оставив счёт 5:3. Карпов, конечно, тут же согласился, а Каспаров настаивал провести матч с нулевого счета, поскольку такой финал матча предусмотрен правилами не был.
Единственный, кто поддержал Каспарова, был его покровитель и земляк, член Политбюро ЦК КПСС и зампред Совета Министров СССР Гейдар Алиев. Эта поддержка и сыграла решающую роль. Новый матч будет стартовать с нулевого счета обеих сторон.
Эпилог:
3 сентября 1985 года состоялся второй матч на первенство мира по шахматам между Карповым и Каспаровым. Одержав победу в 24 партиях со счетом 5:3, Каспаров стал 13 чемпионом мира, так закончилось 10-летнее чемпионство Карпова.
Хотите — верьте, хотите — нет, но сила легендарного яблока апорт была доказана.
Исай ГОЛЯК, FIDE Master