Израилю следует жестко ответить на агрессию «Хизбаллы»

Кэролайн Глик

Какими бы ни стали последствия демонстрации нашей силы агрессору, это будет лучше, чем если Израиль покажет слабость в отношении к «Хизбалле». 

Амос Хохштейн, специальный координатор президента США по глобальной инфраструктуре и энергетической безопасности, прибыл во вторник в Израиль для встречи с премьер-министром Биньямином Нетаниягу и советником по национальной безопасности Цахи Ханегби.

Амос Хохштейн и бывший временно и.о. ПМ Израиля Я. Лапид

Официальной причиной визита был объявлен брифинг Нетаниягу, посвящённый посредническим усилиям США в официальной сделке по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Тем не менее выяснилось, что отнюдь не это было главной целью визита, после того как президент Джо Байден сообщил в воскресенье корреспонденту CNN Фариду Закарии о том, что Вашингтон выступает против выдвинутых Саудовской Аравией условий сделки, а именно — гарантии США безопасности Саудовской Аравии и совместного американо-саудовского развития гражданской ядерной энергетики.

На самом деле поездка Хохштейна была посвящена обсуждению ситуации на сухопутной границе Израиля с Ливаном, которую через «Хизбаллу» фактически контролирует иранский режим.

В прошлом году Хохштейн был тем самым представителем администрации Байдена, который вынудил временное правительство Израиля подчиниться всем требованиям «Хизбаллы» в отношении израильско-ливанской морской границы накануне выборов в Кнессет 1 ноября 2022 года.

***

Финансовое и военное вымогательство «Хизбаллы» позволило тогда Хохштейну навязать правительству Лапида-Ганца-Беннета чудовищно невыгодную сделку. Всё началось с того, что в июле 2022 года «Хизбалла» запустила четыре беспилотника в сторону израильской газовой платформы Кариш, которую планировалось запустить через два месяца.

Глава «Хизбаллы» Хасан Насралла пригрозил уничтожить газовую платформу, если Израиль начнет выкачивать газ из Кариша, не уступив предварительно требованиям «Хизбаллы» относительно газовой платформы Кана, частично расположенной в израильских территориальных и экономических водах.

Проблема морской границы Ливана, контролируемой Израилем и «Хизбаллой», впервые возникла в 2010 году. После обнаружения природного газа в восточном Средиземноморье государства региона быстро подписали морские соглашения, определяющие их исключительные экономические зоны — сочетание их территориальных и экономических вод, в которых страны обладают исключительными экономическими правами на морские природные ресурсы.

Израиль подписал соглашения с Египтом, Грецией и Кипром. Кипр подписал соглашение с Ливаном. Ливан и Израиль, которые по-прежнему остаются враждебными государствами, не подписали соглашение. Когда Израиль представил свои исключительные экономические зоны Организации Объединенных Наций, его граница с Ливаном была основана на соглашении, которое Ливан подписал с Кипром.

Вместо того, чтобы принять границы Израиля, основанные на условиях Ливана, Ливан потребовал более 325 квадратных миль средиземноморских вод, которые принадлежали Израилю. Требование включало полный контроль над огромным месторождением природного газа Кана.

Администрация Обамы выступила посредником в заключении соглашения между Израилем и Ливаном, контролируемым «Хизбаллой». Он предложил компромисс, согласно которому 55% оспариваемой территории отойдут Ливану, но «Хизбалла» отклонила сделку. Администрация Трампа вступила в бой в 2019 году. Когда она покинула свой пост, сделка, которая была на столе, предлагала Ливану, а точнее «Хизбалле» около 60% территории.

Тем временем Израиль приступил к разработке газового месторождения Кариш. После того, как «Хизбалла» атаковала платформу в июле прошлого года, Байден прибыл в Израиль с визитом. Ключевым требованием Байдена во время визита стало безотлагательное заключение Израилем сделки с Ливаном, иными словами — уступки «Хизбалле».

Хохштейн прибыл тогда сразу же вслед за американским президентом и принялся активно давить на временное правительство Лапида-Ганца-Беннета, вынуждая то капитулировать и уступить всем требованиям «Хизбаллы». В итоге, менее чем за месяц до выборов тогдашний временно исполняющий обязанности премьер-министра Яир Лапид сдал позиции, уступив всем грабительским требованиям. Подписанное соглашение было настолько катастрофическим, что глава израильской переговорной группы просто уволился в знак протеста со своего поста за неделю до того, как капитуляция была завершена.

Капитулировав, Израиль смог начать эксплуатацию Кариша, а «Хизбалла» получила потенциал в десятки миллиардов долларов от будущих доходов продажи газа, но, что куда хуже — закрепилась в восточном Средиземноморье. Хохштейн представил сделку как «беспроигрышную». Примечательно, что «влиятельные люди» в Вашингтоне и израильские оборонные элиты горячо поддержали это описание продавленной администраций Байдена капитуляции Израиля перед вымогательством «Хизбаллы».

***

В последний месяц «Хизбалла» и Хохштейн воспроизводят этот свой двухэтапный маневр. Только на этот раз вдоль контролируемой «Хизбаллой» сухопутной границе Израиля с Ливаном, фактически используя прямую поддержку администрации США. Теперь боевики «Хизбаллы» осуществляют свою агрессию вдоль израильской границы при открытом участии финансируемых США Ливанских вооруженных сил.

Израильские солдаты защищают границу с Ливаном

31 мая 2000 года тогдашний премьер-министр Израиля Барак поспешно вывел Армию обороны Израиля из так называемой зоны безопасности на юге Ливана. Организация Объединенных Наций наблюдала за уходом Израиля и официально заявила, что Израиль отошел к международной границе между двумя странами. Однако, ровно также, как и в случае с морской границей, «Хизбалла» отвергла позицию ООН, утверждая, что, мол, гора Дов (которую Ливан называет фермой Шаба) принадлежит Ливану, как и ещё 13 других точек на карте.

Никаких фактических оснований для подобной претензии, разумеется, не было. Организация Объединенных Наций подтвердила уход Израиля. Что касается горы Дов, то Израиль захватил этот район у Сирии, а не у Ливана в ходе Шестидневной войны 1967 года и распространил свой закон на эту область (как и на Голанские высоты) ещё в 1981 году. К слову, США признали суверенитет Израиля над этим районом в 2019 году.

На основании фальшивых заявлений «Хизбаллы» за последние 23 года иранские прокси-силы неоднократно атаковали позиции ЦАХАЛа на горе Дов и настаивали на том, что, это, мол, их casus belli против Израиля, и он, якобы все еще остаётся в силе.

***

Когда в сентябре прошлого года Израиль передал свои территориальные и суверенные права на оспариваемые воды «Хизбалле», он, также не слишком привлекая к этому внимание внес изменения в пограничный алавитский посёлок Раджар на горе Дов.

В 2000 году Организация Объединенных Наций определила, что Раджар находится наполовину в Израиле, а наполовину в Ливане. Все его жители, давно стали гражданами Израиля. В октябре прошлого года Израиль без лишнего шума открыл деревню с израильской стороны и начал укреплять ее от ливанских вторжений.

В последние недели, действуя совместно с обученными, финансируемыми и вооружаемыми США Ливанскими вооруженными силами, «Хизбалла» неоднократно вторгалась на израильскую территорию в районе горы Дов. Контингенты «Хизбаллы» и Ливанских вооруженных сил пересекали территорию Израиля по крайней мере шесть раз за последний месяц.

Два месяца назад «Хизбалла» разместила две палатки, проникнув примерно на 20 метров вглубь суверенной израильской территории на горе Дов. Чтобы свести к минимуму вероятность войны, Израиль не стал их уничтожать, вместо этого согласившись на посредничество ООН. Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане заручились согласием «Хизбаллы» на демонтаж одной палатки. Но другая все еще стоит, и персонал «Хизбаллы» остается там — на суверенной территории Израиля.

Посол США Д. Ши

На прошлой неделе Channel-2 сообщил о том, что администрация Байдена снова вступила в бой. Сообщается, что Хохштейн и посол США в Ливане Дороти Ши предлагают сделку, по которой Израиль уберет свои укрепления на ливанской стороне Раджара в обмен на то, что «Хизбалла» уберет палатку и боевиков с горы Дов.

В преддверии визита Хохштейна и после встреч с другими официальными лицами США (включая посла Ши) в Бейруте высокопоставленные ливанские чиновники стали обсуждать уже гораздо более крупную сделку. В обмен на снятие палатки, Израиль, мол, должен отступить по всем 13 оспариваемым позициям на границе. Сообщается, что Ши поддержала эту более крупную сделку, иначе говоря — полную капитуляцию Израиля.

Согласно публикации в ливанской газете Al Akhbar , Израиль сообщил Хохштейну, что готов согласиться на ограниченное предложение по поводу Раджара и палатки «Хизбаллы». Однако ливанцы уже отвергли его. Предвидя, что Хохштайн вскоре прибудет в Бейрут, чтобы начать переговоры о границе, ливанцы отвергли принятое Израилем соглашение, настаивая на том, что они уберут палатку и находящихся в ней боевиков лишь в том случае, если Израиль примет все требования «Хизбаллы».

***

Израиль справедливо считает «Хизбаллу» своим самым опасным противником.

Мало того, что «Хизбалла» обладает 150 000 нацеленных на Израиль ракет, способных достичь любой точки страны. Мало того, что у этой терроистической структуры есть высокоточные ракеты, способные поразить стратегические израильские объекты, и возможность запускать по Израилю 3000 ракет ежедневно в течение более месяца.

Боевики «Хизбаллы» — закаленные в боях ветераны войн в Сирии и Ираке. В «Хизбалле» разработан военный план, включающий в себя вторжение в Галилею, захват приграничных городов и массовую резню жителей. «Хизбалла» прорыла подземные туннели через границу. Израиль разоблачил некоторых из них в 2018 году, однако неясно, как обстоят дела сегодня.

Тем не менее, как объяснил полковник ЦАХАЛа (в отставке) Гад Ивги в статье, опубликованной в среду в ивритском онлайн-журнале Mida, и «Хизбалла», и Израиль в настоящее время не желают начинать крупную войну.

Иначе говоря, если в Иерусалиме прикажут Армии обороны Израиля уничтожить палатку «Хизбаллы» с помощью боевого вертолета, нет оснований предполагать, что «Хизбалла» решится на полномасштабную войну.

 С другой стороны, если Израиль позволит администрации Байдена принудить его к принятию территориальных требований «Хизбаллы», это подорвет его репутацию и положение в качестве региональной державы, с которой следует считаться.

 Стратегические последствия подобного положения дел могут стать катастрофическими, будет ли это касаться будущей войны с «Хизбаллой» или с их хозяином в Тегеране и его ядерной программой или даже с палестинскими арабскими террористами.

Истеблишмент армии обороны Израиля поддержал Лапида, когда тот капитулировал перед Байденом в октябре прошлого года. Глава Управления военной разведки ЦАХАЛа генерал-майор Аарон Халива и другие высокопоставленные командиры ЦАХАЛ повторяли линию, согласно которой капитуляция перед «Хизбаллой» поспособствует интересам безопасности Израиля. Тогдашний министр обороны Бенни Ганц, разумеется, полностью согласился со своими генералами и приветствовал сделку как стратегический прорыв, который каким-то невероятным образом, по его словам, станет работать против интересов «Хизбаллы».

***

Единственной серьёзной израильской общественно-политической фигурой, яростно выступившей против сделки, называя ее стратегическое безумие, был тогдашний лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу.

Перспектива того, что избиратели вернут Нетаниягу к власти на выборах 1 ноября, заставила страны региона сделать паузу в вынесении окончательного суждения о серьезности Израиля как регионального игрока. Возможное возвращение Нетаниягу означало тогда, что еще остаётся шанс на отказ Израиля принимать унизительное положение вассала администрации Байдена.

Охрана ЦАХАЛом пограничного с Ливаном шоссе

Сообщается, что сегодня ЦАХАЛ пока не знает, как реагировать на агрессию «Хизбаллы», особенно в отношении палатки, установленной на израильской территории. Но подход большинства высших офицеров, похоже, состоит в том, чтобы сдаться и надеяться на посредническую сделку deus ex machina, которая чудесным и неведомым образом всё решит.

Пока что и Нетаниягу придерживается такого подхода. Неспособность Израиля дать сильный отпор трансграничной агрессии «Хизбаллы» и готовность позволить Организации Объединенных Наций, администрации Байдена и Франции действовать в качестве посредников посылает опасный сигнал соседям о том, что Нетаниягу мало чем отличается от Лапида. Хохштейн, как сообщается, оставил Израиль с каким-то предложением для второй стороны. И этот факт усиливает ощущение того, что Израиль чувствует себя слабее «Хизбаллы».

В среду силы Армии обороны Израиля в пограничном израильском городке Метула были вынуждены запустит светошумовую гранату по боевикам «Хизбаллы», пытавшимся разрушить пограничные укрепления Израиля.

Это, прямо скажем, не слишком много. Но это может быть признаком того, что, даже согласившись на посредничество Хохштейна, Израиль, возможно, не оставил готовности к противостоянию с «Хизбаллой».

Опция тушения огня огнем, будем надеяться, всё ещё на столе. Очень хотелось бы, чтобы упомянутый шаг был предвестником именно такого подхода. Какими бы ни были последствия демонстрации агрессору силы, они всегда будут лучше, чем дальнейшее проявление слабости.

Источник на английском — JNS

Перевод Александра Непомнящего

Июль 2023

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *