— Шалом, рав Эссас! Когда Всевышний прощает грехи, Он отменяет наказание или нет? Пример: Моисей согрешил и был наказан — не вошел в обещанную землю. Но Творец ведь простил его. А к Своему народу Он обращается через пророков и обещает забыть все их грехи и не вспоминать их, если они отвернутся от своих грехов. Получается, в этом случае Бог прощает и не наказывает? В воспитании своего сына я придерживалась мнения, что прощение не отменяет наказания. А теперь не знаю, правильно ли я поступала. У меня растет внучка, хотелось бы сделать все правильно.
Дебора. Казахстан
— Приведенный Вами пример из Торы о том, что Всевышний в «наказание» не позволил Моше войти в Эрец Исраэль (Землю Израиля), не дает нам ответа на вопрос о связи «прощения» — с «наказанием». Действительно, в пустыне, когда народ Израиля остался без воды, по велению Всевышнего, Моше должен был попросить у скалы воду. Но, вместо этого, он «высек» воду из камня, ударив по скале посохом. В этой истории, казалось бы, нет ничего сложного: не выполнил указание Творца в точности — получил наказание. Хотя и был — прощен. На самом же деле все далеко не так просто. Истинные мотивы «решения» Всевышнего не позволить Моше ступить в Землю Израиля лежат в более глубоких смысловых слоях Торы. То же — и с еврейским народом. Принципы действия «механизмов прощения и наказания» в созданной Всевышним системе Управления миром — не лежат на поверхности. Многое в ней, в этой Системе, вообще недоступно человеческому разуму. Но и для того, чтобы делать какие-либо выводы на основании истин, которые Он открыл нам, требуется весьма серьезный опыт изучения Торы (включая, разумеется, Тору Устную). Следует, безусловно, отметить, что и сами понятия «прощение», «наказание» и (добавим сюда еще одно понятие, без которого в таком разговоре не обойтись) «проступок» — неоднозначны и содержат в себе множество граней, оттенков, нюансов и т.д. Это достаточно отчетливо прослеживается в Торе на примерах из истории нашего народа. Это, при более глубоком размышлении, мы наблюдаем и в собственной жизненной практике. Прежде всего, подчеркну, что вопрос, правильно ли Вы поступали, придерживаясь мнения, что «прощение не отменяет наказания», универсального ответа не имеет. Этот вопрос вообще можно рассматривать лишь в контексте конкретного, совершенного сыном (или дочерью) проступка. С учетом степени тяжести «преступления», сопутствующих данному проступку обстоятельств, возраста ребенка, его намерений в конкретной ситуации, особенностей его характера, эмоционального состояния в тот момент и т.п. Простейший пример: ребенок разбил вазу. Одно дело — если он, заигравшись, случайно сбил ее на пол. Совершенно другое — когда он, рассердившись на маму, намеренно разбил ее любимую вазу, чтобы «отомстить». Третье: ребенок — неуклюж, и ему трудно рассчитать движения в заставленном мебелью и декоративными элементами квартирном пространстве. Каждый из перечисленных случаев требует применения различных воспитательных мир. И опять же — в зависимости и от возраста ребенка, от его реакции на случившееся и пр. Если вазу по оплошности разбил, скажем, ребенок 3-5 лет, и сам при этом — испугался, его не наказывать надо, но, наоборот — успокоить. Если же он воспринял происшествие как собственное «достижение» (такое тоже бывает), ему в доступных для его возраста выражениях надо объяснить, что то, что он сделал — плохо. Наказание в данной ситуации, быть может, и не исключается. Но, решившись его применить, надо, по меньшей мере, быть уверенным, что на ребенка это не окажет негативного воздействия. Конечно же, этот простейший пример с разбитой вазой не исчерпывает всей сложности проблемы «проступок — наказание». Однако же со всей очевидностью демонстрирует, насколько неисчерпаем спектр возможных ситуаций, каждая из которых требует отдельного разрешения. Очень важно ясно понимать, что наказание в целом — мера, способная улучшить поведение детей, дать им дополнительный импульс в размышлениях о жизненных ценностях и приоритетах, об основах взаимоотношений с людьми, в том числе — и близкими родственниками и т.д. И не должно принижать человеческое достоинство ребенка. Иначе подобные воспитательные методы не только не имеют смысла, но и могут нанести мировосприятию детей вред. Быть может, в каких-то случаях и нужно, простив, не отменять наказание. Особенно если оно способно уберечь ребенка от повторной ошибки. Родителям следует разработать определенную систему воспитания собственных детей и стараться ее придерживаться. Ежедневно и ежечасно. И «методика» наказаний не должна занимать в ней центральное место.
Почему многие верят во всевозможные обвинения?
— Шалом, уважаемы рав Элиягу! У меня давно возник вопрос. Моше рабейну — символ скромности — и его обвиняют в высокомерии; у евреев запрет на употребления в пищу крови и — кровавые наветы! Врач борется против взяток — и его увольняют, обвиняя в обратном… Почему же окружающие верят в эти обвинения?
Нехама. Израиль
— Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно вспомнить о существовании одного из принципов, проявляющихся в человеческом поведении: человек замечает, а в каких-то случаях — и старается отыскать в других людях, недостатки, которые есть у него самого. Это нетрудно понять. Если у человека нет определенного недостатка — его эта тема мало интересует. Она вне поля его зрения, ибо у него нет никаких внутренних переживаний по этому поводу. Душа человека связана с высокими духовными мирами. Поэтому она нередко страдает от того, что «ведет себя» не так, как надо. Речь идет именно о душе, но не о сознании человека. Соответственно, все такие страдания особенно не осознаются людьми. Такого рода переживания сидят глубоко внутри и выполняют лишь роль раздражителя. Те, кто обвиняли Моше в высокомерии и во всех вариантах и ветвях этого качества — сами были этим заражены. Причем — в очень сильной степени. Мы, конечно же, говорим о Корахе. И у нас есть одноименная недельная глава (Корах), в комментариях к которой раскрываются именно эти неприглядные черты Кораха и его сообщников. Кровавые наветы занимают некое место в истории народов, исповедующих христианство. От Англии и Франции на Западе — до России на Востоке. А также — у всех стран, которые географически расположены между ними. Дело в том, что все эти территории — пространство, так называемой, «христианской культуры». А в ней, как известно, заложены черты Эсава, для которого всю его жизнь главной опорой, основным средством для достижения целей, служил меч и разные другие виды вооружения. О приведенном Вами в пример частном случае, где речь идет о некоем враче, который боролся со взяточничеством, а его уволили именно за получение взятки, мне ничего неизвестно. Однако с большой долей вероятности могу предположить, что он пал жертвой некой «стаи волков» (двуногих, разумеется), которые брали и давали взятки, а он, с Ваших слов, мешал им этим заниматься. Почему окружающие верят в подобные обвинения? — спрашиваете Вы. Выше уже говорилось, что корень всего этого — во внутренней борьбе души человека, зараженной соответствующим недостатком. Поэтому и требуется вера в обвинение. Чтобы душе было спокойнее. Ведь такая вера помогает оправдать их внутренние «страдания»…