Вечер памяти «Мой Рязанов»: о режиссере и близком друге рассказал Александр Ширвиндт. 2017 год.
— Для меня важно сказать, каким был мой Рязанов. Потому что очевидцев становится все меньше, а грифы так и ждут каждого следующего, чтобы очистить перышки и налететь: «Пусть говорят» — и поехало. Профессиональная команда несвежих баб все время рассказывают на телевидении, как они жили с Высоцким, Мироновым, Далем… Теперь уже подбираются и к Евтушенко. Все это ужасно. Поэтому мне хотелось бы рассказать об Элике, пока на телевидении это не сняли в другом качестве.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Всю жизнь после премьеры этой эпохальной картины, которая навсегда создала в стране хорошее настроение, мы с Эликом по-разному рассказывали одну и ту же историю о съемках сцены в бане. Я столько лет в кино и театре — страшно вспомнить. За это время случались удачи, какие-то большие роли, но пик моей популярности — «Ирония судьбы…». После выхода этого фильма, стоило появиться во дворе, группы алкашей кидались мне навстречу: «Мы тут с приятелем заложились… Скажите, это в Мытищинских банях или в Сандунах?». На самом деле сцену снимали под лестницей на «Мосфильме». Снимали ночью, потому что собрать всю эту компанию днем было трудно. Была ужасная холодрыга. Здоровые ребята, завернутые в простыни (это, кстати, сборная СССР по самбо), пили настоящее бочковое пиво, а у нас в пол-литрах — бутафорская вода.
У Элика при всем его комплексе полноценности был один огромный недостаток: он был очень вялый алкоголик. А наша компашка представляла ситуацию обратную. Нет, говорим, так мы дальше не протянем. Следующую ночь съемки начали с того, что разлили на холоде водку. И надо же такому случиться, что в это время Бурков был в завязке. Представляете его ненависть к нам? Кругом ребята в порядке, а он один вынужден пить псевдопиво. Он так рассердился, что настучал на нас Элику. Тот был в полной истерике. Все, естественно, вылили. Перед следующей съемкой нас раздевали, как на таможенном досмотре, — искали, нет ли водки. Я на это сказал: «Элик, не смонтируется». Он говорит: «Вы же артисты — извольте играть». Всю жизнь после этого Элик утверждал, что он вовремя поймал алкоголиков, и в фильм вошла сцена, которую мы играем трезвыми, но я-то знаю, какая сцена вошла туда на самом деле. В общем, «Ирония судьбы…» — это вершина моей популярности: любой алкаш хватал меня на улице. Но были и другие вершины. Несколько лет назад я выступал на радиостанции «Эхо Москвы». Она находится на верхнем этаже в здании на Новом Арбате: там у них «без окон, без дверей» огромный бункер свободы слова. И нет туалета — все бегают на другие этажи. Что-то я им рассказывал, они меня долго мучили, наконец настало время уходить. Я спустился, вышел на улицу. В переулочке между Старым и Новым Арбатом в угловом домике — маленький туалетик. Элегантный. Вниз ведут три ступенечки. Направо — женский отсек, налево — мужской. Между ними — предбанничек. В предбанничке — обшарпанное вальтеровское кресло, и в нем сидит ровесница этого кресла — очевидно, со Старого Арбата. В таких буклях. Ей лет четыреста. И она отрывает билетики на посещение. Я туда нырнул, выхожу, достаю 10 рублей. Она увидела, говорит: «Что вы, что вы, для нас это такая честь». Так что, «Ирония судьбы…» и сортир — это пик моей биографии.
«Вокзал для двоих»
В каждом фильме Рязанова есть элемент провидения. Философское, пророческое звучание. Элик угадывал болезненно точные адреса своих посылов. В Москве существовала ассоциация ресторанных оркестров. Это сейчас артисты самостоятельно решают, что исполнять, а тогда это дело утверждалось на государственном уровне — свои программы они сдавали всяким реперткомам. Когда вышел «Вокзал для двоих», эта организация устроила огромное заседание, на котором обсуждалась моя роль. И меня на него вызвали. Я позвонил Элику. Страхуй, говорю, может, побьют. Развернулась настоящая полемика — одни говорили, что я хотел их всех обхамить, другие, наоборот, что я поведал о трагической судьбе талантливого пианиста. Длилось это примерно два часа. Так что, чутье Элика не подвело и на этот раз.
Рязанов был верен артистам, которых выбирал, — из картины в картину у него снимались, в общем-то, одни и те же. Люся и Басик (Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. — «Т») как раз из той обоймы людей, от которых Элик физически не мог освободиться, потому что у них была одна группа крови — творческая, человеческая, гражданская. Эти люди — штучные, они представляют разнообразнейший и мощнейший срез биографии нашей многострадальной родины.
Несостоявшиеся работы
Должен сказать, я страшно жалею, что три работы с Эликом у меня не состоялись. Первая из них — «Зигзаг удачи». В итоге в этом фильме снялся Женя Леонов, но первоначально Элик пробовал меня. Кинопроба должна была проходить со Светланой Дружининой. А снимал этот эпизод Толя Мукасей, потрясающий оператор и дико ревнивый вечный ее муж со школьной скамьи.
Элик решил пробовать нас со Светой в любовной сцене. Для этого из соседнего павильона была приволочена огромная кровать, взбиты подушки. Я лежал в трусах и ждал партнершу. Толя Мукасей стоял за камерой с ходящими желваками. Пришла партнерша. В стеганом тренировочном лыжном костюме. И забралась под одеяло. Проба началась, но как только мы пытались друг к другу повернуться, Мукасей кричал: «Нет, это невозможно!», и бросал камеру. Так я не снялся в кинофильме «Зигзаг удачи».
Вторая история трагическая. Элик был человек очень преданный — он не предавал ничего, никого и никогда. В 1969 году он задумал снимать картину «Сирано де Бержерак» только для того, чтобы в роли Сирано снять Женю Евтушенко. Меня он без проб утвердил на роль де Гиша. На «Мосфильме» была построена шикарная декорация. Мы с Женей тренировались в шпажном бое. В то время я преподавал в театральном институте сценическое движение и фехтование. Все было готово. Но в это время в Чехословакию вошли войска, и Женя написал в Политбюро страшной силы гневную телеграмму. Снимать Евтушенко Элику запретили. Дошло до того, что ему разрешили снимать даже Высоцкого, лишь бы не Евтушенко. Элик отказался.
И третий обидный случай — несыгранная роль в эпохальном фильме «Гараж». Ее потом блистательно исполнил Валечка Гафт. Элик решил снимать «Гараж» таким способом, чтобы артисты на время съемок никакими другими проектами не занимались. Как их персонажи были заперты по сценарию, так они сами были заперты на «Мосфильме». А я в это время ставил в Театре сатиры спектакль «Ее превосходительство» и никак не мог слинять. До сих пор страшно жалею об этой роли.
Окончание следует
livejournal.com