Может быть, стандартный заголовок — «Крушение кумира» для этого конкретного случая будет в какой-то степени преувеличенным и выспренним, тем не менее, позволю себе применить именно его. Потому что он, этот заголовок, ближе всего подходит к ситуации, о которой собираюсь рассказать. А кумиром, если точнее, эталоном в освещении событий на Ближнем Востоке до недавнего времени считал, как, видимо, и некоторые другие русскоязычные телезрители, российского журналиста Сергея Пашкова. Нет, он не подыгрывал Израилю, а старался в меру своего понимания, объективно освещать события в этом непростом регионе. Потому и числился если не в друзьях, то уж, во всяком случае, в доброжелателях еврейского государства. А на одной из встреч клуба «Семь сорок» Ян Левинзон взахлеб расхваливал гостя, «нашего друга Сергея Пашкова», который-де отличается объективностью и нестандартным мышлением.
Но вот в последнее время произошел крутой поворот в деятельности российского посткора, его будто подменили. Недавняя акция возмездия ЦаХаЛа в Газе, вопреки очевидным фактам, трактовалась им настолько однобоко, что невольно закралась такая мысль: а не переметнулся ли «наш друг» в противоположный лагерь? Или… К этому «или» мы еще вернемся, а пока, вновь повторюсь, речь идет не об односторонней поддержке, а о справедливом и критическом анализе событий обеих сторон. Пока же Пашков занялся искажением фактов. Грубым и преднамеренным искажением. Вот, скажем, его репортаж из Газы во время операции «Горячая зима». С. Пашков вместе с оператором РТР Игорем Гореликом был в самом центре событий. Оператор снял целый видеоряд, взял интервью у жительницы Сдерота Любы Винокур, дом которой пострадал от прямого попадания палестинской ракеты, показал пустынные улицы, другие разрушения.
Из всего этого обильного материала Пашков выбрал лишь несколько секунд экранного времени, зато в его версии, взятой, видимо, из палестинских источников, весь экран заполнили «мирные граждане Газы, никакого отношения не имеющие к террористам». Более того, крупным планом были показаны арестованные — «невинные палестинцы», которых отправляют в израильскую тюрьму «Нахаль Оз». Поверив на слово своим сердобольным собеседникам, Пашков и вовсе оплошал: нет такой тюрьмы в Израиле, а есть кибуц «Нахаль Оз», который постоянно обстреливается террористами.
Более того, все беды в ПА автор отнес на счет «блокады Израиля» и ни словом не обмолвился о том, что именно ХАМАС — главный виновник всех бед палестинского народа. Не видеть очевидного — нонсенс. Получилась смесь лжи, тенденциозности и лицемерия. Обо всем этом и еще о многом рассказал своим слушателям израильский 7-й канал 4 марта нынешнего года в статье «Газзават Сергея Пашкова». Случай сей можно было бы назвать печальным недоразумением. Вот только подобных недоразумений — искажений и прямых фальсификаций — становится все больше и больше. Несомненно, Пашков выполнял заказ своих работодателей. Россия, как это бывало не раз, разглагольствуя о строгом соблюдении правовых норм и взвешенном подходе к оценке международных событий, на деле придерживается принципа с точностью до наоборот. Официальная Россия открыто на стороне ХАМАСа и иных бандитских формирований. Чем иным можно объяснить хотя бы такие печальные факты: пользуясь правом дежурного председателя Совета Безопасности ООН, В. Чуркин, постоянный представитель РФ в ООН, поспешил собрать Совбез и осудить Израиль, а сотрудник МИДа России Камынин также поспешил сделать подобное заявление в Москве. Так что Сергей Пашков держит нос по ветру. Не думаю, что руководство России и ее дипломаты не понимают сути происходящего на Ближнем Востоке. Такая «принципиальность» исходит из того непреложного факта, что президент, правительство, МИД заигрывают с народом, боятся сказать правду и тем самым навлечь на себя гнев «патриотов», т. е. антисемитов, коих в России немало. Вот и Пашков попал в общие жернова, и его «перемололи».
И все же от некоторых догм Россия отошла и сейчас нередко действует более утонченно, с известной «новизной». В последнее время в СМИ, в том числе и в американских, дается «объяснение» все чаще появляющимся «скадам» и «катюшам» в арсенале террористов: дескать, это дело рук Ирана. Откуда же в Иране появились эти и другие российские ракетные разработки? Конечно, их поставила Россия. А ведь согласно международному праву, поставка вооружений по межгосударственным контрактам должна предусматривать обязательный пункт — передавать их, в том числе и технологии изготовления, третьим странам строго запрещено.
Известный и весьма уважаемый Александр Бовин, дипломат и журналист, писатель и поэт и просто порядочный человек писал о том, что «отравление историей вылечить не просто». (А. Бовин, ХХ век, как жизнь, М., 2003 г.) И еще он писал о том, что непременное качество журналиста — совесть, мысль и мужество. Совесть — чтобы было стыдно работать плохо. Мысль — чтобы было что сказать людям. Мужество — чтобы иметь совесть и мысли. Эту мысль он закончил такими стихами:
«Ты думаешь, правда проста?
Попробуй скажи,
А вдруг онемеют уста,
Тоскуя о лжи…»
Да, очень непросто оставаться самим собой в этом сложном и противоречивом мире. Поддался соблазну перевоплощения и Сергей Пашков, казавшийся мне еще совсем недавно принципиальным и честным журналистом. Такова суровая действительность. А ведь благодаря подобным кульбитам СМИ (средства массовой информации) в России превращаются СМО (средства массового оглупления).
Никак не пойму: это всплеск преданности своим работодателям или обычная маска лицемера?




