Судьи — тогда и сейчас

Центральным вопросом политической жизни сегодняшнего Израиля стало: кому должна принадлежать власть? Позиция правых: правительству, составленному коалицией победивших на выборах партий. Позиция левых: решающее слово принадлежит судейской гильдии, возглавляемой членами Верховного суда, имеющими право отменять любые решения правительства, включая назначения министров и принимаемые законы. Власть гильдии — олигархическая и волей граждан не ограничена. А для придания ей лучшего имиджа она наречена демократией.

Власть судей в Земле Израиля уже существовала — во времена нашего возвращения из египетского рабства. Продолжалась она — по библейской хронологии — с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э. За это время евреями правили 14 судей, обладавших политической, военной, правовой и духовной властью. Законодательные постановления сообщал народу пророк. Пророком мог оказываться и судья, как величайший из них — Шмуэль, равный в величии, по мнению наших мудрецов, Моше и Аарону. Если прочие судьи судили народ в определённом месте: — «Дебора, пророчица… судила Израиль в то время. Она сидела под пальмою Деборы, между Рамою и Бэйт-Элем, на горе Эфраимовой» (Книга судей 4:4-5), то Шмуэль для ведения судов постоянно странствовал по Земле Израиля. 

Власть судей была демократической — их евреи избирали. Мы находим у Иосифа Флавия: «В награду за … подвиги храбрости Отниэль получил от народа почётную должность общественного судьи» (Иудейские древности, кн.5, гл.3), или: «Эхуд же был почтен народом… тем, что ему всецело поручили управление народом (И. д., кн.5, гл.4). В то же время есть у Иосифа Флавия сетование (И. д., кн.5, гл.2: 7), что в один из периодов «государственное устройство у евреев пришло в упадок; они перестали назначать старейшин и других, раньше обыкновенно выборных начальствующих лиц…».

Так как государственной власти у евреев тогда не существовало, как не было и оформленного государства, главной заботой судей в ту пору было ведение войн. Их судья мог вести даже в одиночку. Так второй по счёту судья Эхуд принёс дары Эглону, царю Моава, угнетавшего в то время евреев. До этого «сделал себе Эхуд меч длиною в локоть с двумя остриями, и привязал его под одеждой своей к правому бедру своему… И сказал Эхуд: у меня слово Б-жье к тебе (Эглону). И встал тот со стула. И протянул Эхуд левую руку свою, и взял меч с правого бедра своего, и вонзил его в чрево его… И вышел Эхуд в переднюю, и затворил за собою двери верхней комнаты, и запер… Эхуд скрылся… и убежал в Сеиру… И побили в то время моавитян около десяти тысяч человек, всех здоровых и мужественных, и не спасся никто. Так стали в тот день моавитяне подвластны Израилю; и покоилась земля восемьдесят лет (Книга судей 3:15-30).

Борьба евреев с врагами отражала и зарождавшийся в ту пору феминизм, и борьбу полов. Третьим судьёй была пророчица Дебора, единственная женщина среди судей. Стали править евреями в ту пору хананеи. Дебора призвала полководца Барака и поручила тому: «Возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Зевулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, и колесницы его, и полчища его, и предам его в руки твои. И сказал ей Барак: если ты пойдешь со мною, то я пойду, а если не пойдешь со мною, я не пойду. И сказала она: готова я пойти с тобой, только ведь не твоей будет слава на этом пути, которым ты идешь, ибо в руки женщины предаст Г-сподь Сисру» (4:6-9). И действительно — Сисру убила Яэль — из мидьянитян, присоединившихся к евреям вместе с тестем Моше Итро, шейхом мидьянитянским.

Сейчас Яэль — одно из самых распространённых имён среди израильтянок. 

Соперничество полов отразила и история пятого судьи злодея Авимелеха, единственного, захватившего почётный пост благодаря родству с предыдущим судьёй — популярным героем Гидоном, победившим с отрядом всего в 300 воинов объединённую армию мидьянитян, амалекитян и народов пустыни.

После смерти Гидона, оставившего 72 сына, Авимелех, сын Гидона от наложницы, провёл с помощью родственников своей матери успешную предвыборную кампанию в Шхеме. Родственники Авимелеха спрашивали шхемцев: «Что лучше для вас: власть ли над вами семидесяти человек, всех сынов Гидона, или власть над вами одного человека?.. и склонилось сердце шхемцев к Авимелеху…» (9:2-3). После удачного фандрайзинга нанял Авимелех «людей пустых и легкомысленных» и с их помощью казнил на одном камне 70 своих братьев. Спасся лишь младший из них Йотам. Тот, взобравшись на гору Гризим, возвышающуюся над Шхемом, «возвысив голос свой, воззвал» к горожанам. Замечательная речь Йотама, я думаю — самое яркое место в Книге судей. 

Авимелех со своей бандой убили всех жителей Шхема. После этого «пошел Авимелех в Тевец, и осадил Тевец, и взял его. Но внутри города была крепостная башня, и убежали туда все мужчины и женщины, и все жители города, и заперлись, и взошли на кровлю башни. И подошел Авимелех к башне, и осадил ее, и подошел ко входу башни, чтобы сжечь ее огнем. Но одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. И призвал он тотчас отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч свой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: «Женщина убила его». И пронзил его отрок его, и он умер» (9:50-54). Авимелех пострадал за честь нашего пола. Имя победившей его женщины осталось неизвестным. 

Интересна история Ифтаха, 9-го судьи. Этот был сыном блудницы и знатного жителя Гилада. После смерти отца братья изгнали Ифтаха из дома. Стал он разбойником, «и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним. И было, спустя некоторое время стали воевать сыны Аммоновы с Израилем» (11:3-4).

Старейшины Гилада обратились за помощью к Ифтаху. Ему предложили стать «главою всем жителям Гилада» и защитить их от аммонитян. Попеняв старейшинам за прошлые обиды, Ифтах предложение принял. История армии Ифтаха напоминает современную: создание героем Российской Федерации Пригожиным ЧВК «Вагнер».

Перед битвой с аммонитянами Ифтах написал тем письмо, доказывая несправедливость их претензий на еврейские земли. При этом Ифтах продемонстрировал прекрасную, особенно для разбойника, осведомлённость в истории и в ТАНАХе. А позже и в воинском деле. «И поразил он их (аммонитян) поражением весьма великим… и смирились аммонитяне пред сынами Израилевыми» (11:33).

Драма разразилась, когда Ифтах вернулся с войны. Он дал обет в случае победы принести в жертву первое, что выйдет навстречу ему из дверей его дома. Видимо, он надеялся, что это будет бык или баран. А вышла дочь его… 

Величайшим из судей был, несомненно, пророк Шмуэль, единственный, судивший все колена Израилевы. Власть предшествовавших судей была локальной. Несколько книг Шмуэля канонизированы в ТАНАХе. Но именно к Шмуэлю пришли израильтяне и потребовали от него закончить правление судей и установить в Израиле царскую власть «как у всех народов». В этом смысле время Шмуэля сильно напоминает наши дни. Решается: будет ли власть над Израилем принадлежать судьям или признанным в данное время государственным органам?

Сейчас за власть судей выступает оппозиция и мобилизованные ей демонстранты (пишут о 350 шекелях человеку за участие в демонстрации плюс 100 шекелей на дорогу), о красных платьях для демонстранток, о завезённых из Китая флагах. Волнующийся за Израиль либеральный мир Европы и США жертвует фонды на борьбу против судебной реформы. Недавно Кнессет отверг закон, налагавший высокие пошлины на пожертвования из-за границы, призванные определять израильскую внутреннюю политику. Против этого закона возражали зарубежные доброхоты, желающие сохранить существующую практику. 

Во времена Шмуэля у правления судей был куда более мощный союзник, чем левые доброхоты: сам Всевышний! А дело было так: «Когда состарился Шмуэль, то поставил сыновей своих судьями над Израилем… Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом» (Шмуэль I, 8:1-3). В ту пору это было необычно — судьи никогда своих детей судьями не ставили. Это сейчас в судейской гильдии принято продвигать на важные юридические посты своих родственников.

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов. И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Г-споду. И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними» (8:4-7). После всех уговоров Шмуэля, расписывавшего народу тяготы для него царства, евреи избавились от судей и приобрели царей.

Впрочем, в царствование первых трёх — Шауля, Давида и Шломо евреи добились многого. Они победили в войнах, их империя достигла наивысшего в нашей истории процветания и могущества. В царствование Шломо её не постигла ни одна война. Ни одно царство не осмелилось напасть на еврейское.

Расцвёл Иерусалим. Слава построенного Шломо иерусалимского Храма разлетелась по свету. Монархи с других континентов, как, например, царица Савская, спешили посетить его.

Разрослась мировая торговля Израиля. Корабли, снаряжённые царём Шломо, везли товары в Таршиш — это запад Иберийского полуострова, и обратно. Совместная экспедиция евреев с финикийцами за два с половиной года обогнула Африку.

Но, может быть, армия пострадала от уменьшения роли судей, традиционно руководивших ею? Вернёмся к сегодняшнему дню. В июле-августе 2006 года полыхала «Вторая ливанская война». Ход её чутко контролировала судейская гильдия. Кэролайн Глик писала в ту пору, что прикомандированные к воинским частям адвокаты утверждали каждый выстрел израильской пушки. Такая опека не пошла армии на пользу. «Вторая ливанская» — одна из самых неудачных израильских войн. Из-за неё пало правительство Ольмерта.

После недавней израильской операции «Щит и стрела» против «Исламского джихада», делегация НАТО исследовала действия израильской армии на предмет моральности. Было установлено, что правила открытия огня израильтян в 20 раз строже, чем у армий НАТО. Что означает — в 20 раз ниже эффективность действий армии израильтян и в 20 раз лучше защищённость от них врага, чем если бы джихадистам противостояла армия НАТО.

Обратная ситуация с демократичностью власти. В библейские времена демократичным органом были судьи. Попытка пророка Шмуэля сделать судейство наследственным, а не избранным, завершила ввиду неприятия этого народом, эпоху судей. Напротив, цари были авторитарным видом власти.

 

gulСейчас — наоборот: демократически избирается Кнессет. А олигархическая власть — это Верховный суд. Но оценить ценность фактора демократичности власти мудрено. Главы правительств Израиля избирались, но часто бывали некомпетентны и принимали ужасные решения. «Ословский аккорд» утверждён Кнессетом…

Олигархические судьи, впрочем, тоже нередко принимают решения, пагубные для израильтян. 30 мая министр юстиции Ярив Левин сообщил народу, что среди членов Верховного суда Израиля есть постсионисты, то есть враги еврейских интересов.

Недаром евреи столетиями молятся о приходе царя-Машиаха, потомка царя Давида. Больше трёх тысячелетий мы вспоминаем, что имели когда-то мудрого правителя. Это была редчайшая удача.

Впрочем, мне нравится и нынешнее правительство Израиля, его первое правое правительство в истории. 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 3,14 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Судьи — тогда и сейчас

  1. Борис, Ваши попытки разобраться о происходящем в Израиле бунте анализируют исключительно Следствие, но не Причину. Ведь именно Причина, лежит в основе, который и вызывает другое явление — Следствие. Кнессет и Верховный суд являются не чем иным, как инструментом Следствия, пытаясь урегулировать проблемы двух групп в стране. A опытный врач сначала диагностицирует болезнь, находит истинные причины, и только затем назначает лечение. Вы находитесь в самом сердце происходящего, а о истенных причинах бунта, к сожалению, не говорите.

Comments are closed.