СИОНИСТСКАЯ ОШИБКА «Шелах»

В недельной главе «Шелах» сказано: «Если вы ошибетесь, и не выполните все заповеди, о которых Господь говорил Моше, Из всего, что заповедал вам Господь через Моше с того дня, когда Господь заповедал и впредь, во все поколения ваши, То, если по недосмотру общины сделалось это по ошибке, пусть вся община назначит быка молодого во всесожжение, в благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по обряду; и одного козла в грехоочистительную жертву. И искупит священник всю общину сынов Израиля, и будет прощено им, потому что это ошибка, и они принесли свою жертву на возжигание Господу и очистительную жертву свою пред Господа за ошибку свою. И будет прощено всей общине сынов Израиля и пришельцу, проживающему среди них, потому что весь народ сделал это по ошибке» (15:22-26).
О какой ситуации говорит Тора? Как можно себе представить, чтобы весь народ нарушил все заповеди, да еще и по ошибке?
Практически все комментаторы приходят к выводу, что в данном случае речь может идти лишь о «какой-либо из всех заповедей» Торы, а именно, о какой-то одной, но столь центральной, что ее нарушение можно засчитать за нарушение всех.
Так, Раши (1040-1105), поясняет: «Сказано: «всех этих заповедей» — одна заповедь, которая как все заповеди вместе… А какая это заповедь? Запрет идолопоклонства». С ним соглашается Рашбам – рабби Шмуэль Бен Меир (1080-1158): «мудрецы истолковали, что здесь говорится о совершенном по ошибке идолослужении». Сфорно (1470-1550) возводит эту же интерпретацию к мистическому учению: «Уже выяснено в каббале, что речь идет о совершенном по ошибке идолослужении».
В свою очередь Рамбан убедительно разъясняет, каким образом идолослужение может не просто сводиться ко всем заповедям, а именно вести к нарушению каждой из них.
Он пишет: «Ошибутся во всех заповедях и нарушат все заповеди, которые им дал Всевышний через Моше… — пойдут и прилепятся к одному из народов и станут как он, и перестанут совсем быть Израилем, и все это по ошибке, потому что каждый будет подобен украденному младенцу (тинок шенишба) и станут считать, что время Торы истекло и она не предназначалась навсегда».
По всей видимости, Рамбан имел в виду обращение в христианство. Ведь именно эта религия учит об упразднении заповедей Торы, а Рамбан не просто жил среди христиан, он жил в период беспрецедентного сближения еврейской и христианской общин Испании.
«В этой стране, – пишет Лев Поляков, — жители реально осуществляли вариант дружбы «между народами» … Обычай совместных бань дополняется и обычаем совместных трапез. Справедливости ради необходимо отметить, что евреи, в своем большинстве соблюдавшие пищевые запреты Торы, были гостями, которых нелегко потчевать… их христианские друзья учитывали эти обычаи… Тонкости средневековой куртуазности было гораздо легче соблюдать евреям в отношении христиан, и евреи не забывали посылать своим христианским друзьям еду и напитки по случаю своих семейных праздников… Несмотря на запреты, христиане, евреи и мавры Испании трех религий по различным знаменательным поводам преодолевали всевозможные барьеры в их социальных отношениях. Частота и суровость наказаний, налагавшихся за сексуальные связи между людьми, исповедовавшими разные религий, свидетельствуют о том, что даже этот, самый высокий барьер между евреями и христианами также регулярно преодолевался.
Евреи и еврейки возглавляли в качестве крестных отцов и матерей крестины в христианских семьях, а христиане участвовали в обрезаниях. В Новой Кастилии даже было принято приглашать профессиональных еврейских певиц на церемонии христианских погребений, чтобы они исполняли традиционные похоронные песнопения. Испанские христиане не отказывались от того, чтобы отправиться послушать проповеди раввинов, известных своим красноречием. Обратное также ни в коей мере не было редкостью. Существовала даже традиция совместных молитв и ночных бдений.»
Рамбан (1194-1270), бывший главным раввином Каталонии, по-видимому, до такой степени был обеспокоен сближением общин, что допускал массовый переход евреев в христианство, и соответственно истолковал приведённые слова Торы в таком духе.
Между тем в этом его комментарии в еще большей мере предвосхищается постхристианская просветительская ситуация. Во всяком случае, она гораздо более соответствует как описанию Торы, так и действительности: еврейство устояло перед соблазном христианства, но бросилось в объятия вышедшей из него безбожной секулярной культуры!
Не являясь идолослужением, современный агностицизм в то же время сопровождается неверием в заповеди Торы, и в этом смысле идеально соответствует, казалось бы, совершенно фантастической ситуации, при которой народ по ошибке нарушает все заповеди!
Таким образом, приведенные слова Торы можно расценивать как пророчество последних времен, когда евреи массово отступили от традиции, и по ошибке отказались от выполнения всех заповедей.
Однако интересно и симптоматично здесь также и другое – снисходительное отношению к «ошибающемуся» народу, от которого ожидается лишь принесение в жертву бычка и козла!
И это при том, что аналогичный преднамеренный проступок карается предельно сурово. Действительно, в главе «Бехуккотай» также говорится о нарушении всем народом всех заповедей, однако последствия этого нарушения катастрофические: «Если же и не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти.., так что вы не будете исполнять всех Моих заповедей, то Я поступлю с вами так; и пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза и мучающие душу; и будете сеять напрасно семена ваши, и съедят их враги ваши. И обращу лицо Мое на вас, и будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши.. и т.д». (26:14)
В сопоставлении двух этих фрагментов, касающихся нарушения «всех заповедей», усматривается объяснение, каким образом нечестивцы-отцы были изгнаны из Святой Земли, а их нечестивцы-сыновья оказались в нее возвращены!
В этом отношении характерно определение, данное Рамбаном отступникам последнего поколения — «украденные младенцы». Именно так (возможно опираясь на Рамбама) квалифицировал современных ему светских евреев законоучитель раби Карелиц (1879-1953). Благодаря его решению не только религиозные сионисты, но также и многие харейдим относятся к светским евреям как к заслуживающим уважения братьям, а не как к извергнутым из народа отступникам.
Это отношение существенно усиливается тем обстоятельством, что, ошибаясь в заповедях, многие евреи не ошибаются в чувстве своего национального предназначения и готовы идти на жертвы во имя сохранения следов своей еврейской идентичности.
Так в конце XIX века несколько еврейских предпринимателей, нелегально ведущих свои дела в Москве, были поставлены перед выбором: либо креститься и продолжать свой бизнес на законной основе, либо лишиться всего своего имущества и отправиться обратно в пределы черты оседлости. Люди эти пренебрежительно относились к заповедям, и тем не менее предпочли последнее. Согласно решению Хефеца Хаима (р.Исраэля Меира аКохена (1838-1933)., они были приняты на родине как члены общины, хотя продолжали публично нарушать субботу. «Тот, кто отказывается от всего своего имущества ради того, чтобы сохранить свою принадлежность к Израилю, – заключил Хефец Хаим, — не тот еврей, о котором сказано, что его следует отлучить за нарушение субботы».
С еще большим основанием этот подход применим в том случае, когда речь заходит не об имуществе, а о жизни. Не только религиозные сионисты, а все без исключения ортодоксальные иудеи признают солдат, погибших за народ Израиля, — «аругей малхут» — «убитыми (нечестивой) властью», о которых в Бава Батра (10б) сказано, что «не существует никого в мире, кто бы мог достичь места отведенного им».
В частности, ссылкой на этот статус («аругей малхут») обосновывал единство светских и религиозных израильтян скончавшийся на прошлой неделе (30.05.23) лидер литовского направления рав Гершон Эдельштейн.
А крупнейший галахический авторитет рав Шломо Залман Оэрбах (1910-1995), с мнением которого считались главы всех без исключения религиозных направлений, говорил, что тому кто нуждается в милости небес, следует вымаливать ее не в Галилее на могилах праведников, не на горе Мерон, а на горе Герцля, где погребены герои, павшие в войнах Израиля.
Государство Израиль возникло и продолжает существовать за счет готовности его граждан – в том числе и заведомо светских – погибнуть за его свободу. И эта готовность покрывает ошибку неисполнения заповедей.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,86 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора