Национальный, он же государственный долг Соединенных Штатов пухнет, как тесто на дрожжах, стремительно приближаясь к 32 триллионам долларов, и каждый час увеличивается на 75 млн, что вызывает тревогу, но паники пока нет, хотя угроза дефолта есть.
Дефолт, когда правительство не в состоянии содержать государство, выплачивая долги или хотя бы проценты по долгам, у нас возможен теоретически, но не практически, так как планку долга можно повышать до бесконечности и брать кредиты у самих себя, благо доллар остается мировой валютой, а печатают его у нас же. Тем не менее создавшуюся ситуацию считают беспрецедентной, и в прошлый четверг Рохит Чопра, глава федерального Бюро финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau) в интервью каналу CNN назвал ее причиной тревоги каждой семьи. Если Конгресс откажется в очередной раз поднимать планку госдолга, то, по мрачному прогнозу министра финансов Джанет Йеллен, к 1 июня страна окажется без денег. Ав беспартийном Бюджетном управлении Конгресса (Congressional Budget Office) в пятницу назвали «значительным риском» то, что в первые дни недели июня правительство не сможет платить по долгам. На окнах касс моего отделения банка Chase в Квинсе уже приклеены объявления, что при выдаче наличными новых ассигнаций нет. Старые «стольники», конечно, тоже в ходу, но предупреждение настораживает.
Переговоры, а точнее, разговоры четырех лидеров Конгресса с президентом на эту тему ведутся раундами, и в субботу Байден сообщил аккредитованным при Белом доме репортерам, что все идет вперед, но «мы еще не достигли критической точки». Несколько раньше он предупредил, что в случае дефолта экономика страны «скатится в рецессию», а ее международной репутации «будет нанесет чрезвычайный ущерб». В последнем телерепортаже из Овального кабинета Белого дома показали, как у журнального стола с вазой белых цветов сидит в кресле президент Джо Байден, а по бокам на диванах лидеры обеих партий в Конгрессе — слева республиканцы: спикер Палаты представителей Кевин Маккарти и сенатор Митч Макконнелл, а справа демократы: сенатор Чак Шумер и конгрессмен Хаким Джеффрис. Справа же у открытой в соседнее помещение двери стоят допущенные в Овальный кабинет репортеры и тихо внемлют участникам разговоров, снимая их мобильниками и камерами. Президент держится молодцом, мигает и улыбается, замечая и отвечая вполне впопад, хотя в пятницу 61 республиканец Палаты представителей во главе с техасцем Ронни Джексоном, бывшим врачом Белого дома, направили туда очередное письмо с выражением обеспокоенности «текущим когнитивным состоянием и способностью (Байдена) работать еще один срок в качестве президента». Авторы письма напомнили, что с начала президентства Байдена написали ему три таких письма, но так и не получили ответа.
Не так активно Байден вел себя на последней встрече с прессой, когда обсуждался кризис на нашей южной границе. В четверг истек срок действия Раздела 42 федерального закона, который — раздел, а не закон — был введен при президенте Трампе во время пандемии коронавируса «с целью обеспечения общественного здравоохранения мигрантов на границе США и Мексики». До 11 мая 2024 года этот раздел ограничивал доступ претендующих на убежище мигрантов, обязывая их ожидать решения наших иммиграционных властей в Мексике. Ближе к 11 мая на границе снова стали скапливаться тысячи желающих, и в пятницу, когда Байден встретился в Овальном кабинете Белого дома с мексиканским премьер-министром Педро Санчесом, а затем с репортерами, эта тема стала главной. Репортеров в кабинет пустили, но затем стали вытеснять в соседний зал, и по пути они выкрикивали вопросы, на которые президент понимающе отвечал -то улыбкой, то подмигиванием. В тот же день, но раньше, в министерстве здравоохранения подтвердили смерть задержанного на мексиканской границе подростка из Гондураса, и пресс-секретарь президента Карин Жан-Пьер назвала ее «глубоко печалящей», пояснив репортёрам, что с Байденом об этом не говорила и не знает, в курсе ли он. За несколько часов до истечения срока действия Раздела 42 федеральный судья во Флориде блокировал решение администрации Байдена впускать в страну мигрантов, не имеющих ни разрешений на это, ни назначенной даты судебного рассмотрения просьб на такие разрешения. На том же брифинге Жан-Пьер заявила, что утверждения, будто таможенно-пограничная служба разрешает или способствует массовому наплыву мигрантов, «просто категорическая фальшивка», и «происходит совсем не это».
А что происходит, если, судя по сообщениям наших либеральных СМИ, всё в стране, от госдолга до нелегальной иммиграции, просто чудесно? Отвечая на это, газета The New York Post в редакционной статье 14 мая написала, что положение на южной границе обозначается одними и теми же фразами, вроде «сцены хаоса не подтвердились», или что все «не так плохо» или в крайнем случае -«в основном все так же», причем взято это не с потолка, а из таких же бестолковых объяснений Карин Жан-Пьер и самого Джо Байдена. Вот и приходится верить, что если открыть границу и впускать иностранцев без проверки, то, действительно, никакого хаоса не будет, так как границы нет. Газета напомнила, что за несколько дней до истечения срока Раздела 42 на улицах техасского пограничного городка Эль-Пасо пограничники раздавали листовки об амнистии. Мол, объявитесь, назовитесь и получите дорожные документы. «После того как во вторник больше 11 тысяч мигрантов были задержаны при пересечении южной границы, — гласило сообщение NBC News, — администрация Байдена готовит меморандум, который велит таможенно-пограничной службе начать допуск в Соединенные Штаты мигрантов без назначенных судебных слушаний или возможности проследить за ними».
И после этого министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас продолжает утверждать, будто наша граница на замке, потому что президент распорядился направить в помощь пограничникам Майоркаса полторы тысячи военных Пентагона. Как сообщила на брифинге Карин Жан-Пьер, которую я за кукольную миловидность прозвал «Черной Барби», эти военные «будут не выполнять функции охраны закона или контактов с иммигрантами или мигрантами», а нести вспомогательную охранно-административную службу, «что позволит пограничникам выполнять свои непосредственные обязанности». Другими словами, присланные на охрану границы солдаты помогут составлять документы для ее беспрепятственного нарушения. А «сцены хаоса», которых якобы нет, можно увидеть во всех крупных городах, от Вашингтона и Чикаго до Лос-Анджелеса и нашего Нью-Йорка, где бездомных вытесняют из отелей, где они тоже на птичьих правах, чтобы заселить номера прибывшими в автобусах нелегалами с южной границы. Нелегалов в Нью-Йорке селят даже в физкультурных залах городских школ, и мэр Адамс просит федеральной помощи, вместо которой вице-президент Камала Харрис, назначенная президентом Байденом «царицей границы», собирает деньги на его (и свои) перевыборы. «СМИ об этом прекрасно знают, — написала The New York Post в редакционной статье, — но продолжают морочить американцам голову», а в случае чего, кричат, что врут республиканцы. А чтобы убедиться, кто прав, сейчас не нужно спешить на границу с Мексикой, потому что границы не осталось, и с отменой Раздела 42 «в основном все так же», как любят писать наши либеральные СМИ.