Разве только евреи отвечают на вопрос вопросом? А как англичане отвечают на приветствие «How do you do?»? Совершенно верно, тем же вопросом — «How do you do?» И почему-то никому не приходит в голову подробно ответить на поставленный перед ними вопрос. Впрочем, не стоит смеяться над англичанами. Когда нас встречает знакомый вопросом: «Как дела?» — мы тоже не спешим рассказать ему о проблемах на работе или в семье, которых у каждого человека полно. Почему же, вместо правдивого ответа, люди ограничиваются формальностью: «Ничего, а как ты?» Потому что не верят в искренность вопроса, в то, что человек, спрашивающий: «Как дела?» –действительно имеет в виду то, о чем спрашивает. Рав Симха Зисель Зив (1824 — 1898 гг.), известный в мире Торы как Алтер из Кельма, однажды обратился к ученикам своей иешивы с просьбой взять на себя следующее обязательство: приветствуя своего друга, например, словами: «Добрый день!» — хотя бы раз в день искренне желать ему доброго дня! «Почему только раз в день?» — удивитесь вы. Алтер из Кельма был учеником основоположника еврейской этики — «Мусара» — рава Исраэля Салантера (1810 — 1883 гг.), который прославился утонченными методами воспитания, возвышающими и формирующими личность. Еврейские мудрецы не хуже Архимеда понимали: чтобы перевернуть мир, требуется точка опоры. В духовном мире тоже требуется некая точка, опираясь на которую человек может радикально изменить себя. Если мы посоветуем делающему первые шаги в иудаизме произносить от всего сердца все слова восемнадцати благословений молитвы, то, скорее всего, мы приведем его в замешательство. «Я просто не могу этого сделать, у меня не хватает концентрации!» — пожалуется он. Потому в качестве первого шага рекомендуют концентрироваться на последнем предложении каждого благословения (закон указывает на особую важность концентрации на первых трех благословениях, однако мы говорим о методах духовного роста). Точно так же, приветствуя людей, нужно стремиться исполнить слова мудрецов: «Встречай каждого человека с приветливым выражением лица» (Поучения отцов 1:15). Но ведь человеку требуется точка опоры: он должен сначала научиться доброжелательно встречать друга, а затем напоминать себе об этом хотя бы раз в день. Результат будет ошеломляющим: день за днем, медленно, но уверенно, доброжелательность становится второй природой этого человека.
В чем секрет доброжелательного отношения к людям? Будет ли человек, которой не забывает здороваться, называться доброжелательным? Нет, скорее, мы назовем его вежливым. Доброжелательный человек — это тот, кто искренне, от сердца желает другому добра. Такой человек излучает свет и радость. Однако излучать радость может лишь тот, кто ощущает чувство радости в своем сердце. Лишь в этом случае можно спроецировать внутреннюю радость на окружающих. Верно и обратное. Почему человек гневается на других? Потому что в глубине души гневается на себя самого! Тот, кто проявляет агрессию против других людей, делает это, потому что агрессивно относится к самому себе. Ненавидящий себя человек проецирует раздражение и ненависть к себе на окружающих людей. Как же побороть гнев? «Каждый, кто гневается, будто служит идолу», — учат нас мудрецы Талмуда. Человек творит себе кумира, чтобы манипулировать им, навязывая окружающему миру свою волю. И если что-то происходит не по его воле, то с легкостью раздражается, проявляя гнев. Признание Всевышнего начинается с признания того факта, что не все в мире происходит в соответствии с капризами и желаниями человека. Мы должны научиться принимать мир таким, каким его сотворил Всевышний. И, что не менее важно, нам следует научиться принимать и самих себя такими, какие мы есть. Это отнюдь не означает, что мы не хотим исправлять свои недостатки. Наоборот, мы осознаем, что стремление к совершенству является нашей жизненной миссией, а несовершенство характера или сложные жизненные обстоятельства даны нам свыше как испытание. Мы верим в свои силы и в достижение успеха, ибо знаем, что Всевышний не дает непосильных испытаний, чтобы не лишить человека свободы выбора. А если какие-то испытания кажутся нам свыше сил, то мы помним, что с непосильным испытанием Всевышний дает и дополнительные силы.
Теряя веру, человек приходит в отчаяние, которое является причиной всех грехов. Почему после дарования Торы евреи опустились до золотого тельца? Причиной было отчаяние. «И увидел народ, что медлит Моше спуститься с горы, и собрался народ против Аарона, и сказали ему: Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот челок, Моисей, который вывел нас из Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Исход 32:1). Талмуд объясняет: евреи подумали, что их лидер Моисей умер, и, ощутив отчаяние, совершили грех золотого тельца. Этот рассказ Талмуда важен не только для понимания евреев поколения Синайской пустыни, но и для лучшего понимания самих себя. Лишь отчаяние, пробуждающее в человеке страх, ненависть и гнев, может заставить его творить зло. Когда евреи выходили из Египта, на них вероломно напал ненавидящий их Амалек. «Помни, что сделал тебе Амалек на пути при Исходе из Египта. Как он застал тебя в пути и поразил всех ослабевших… Сотри память об Амалеке… Не забудь!» (Дварим 25:17-18). Как можно стереть память о народе, след которого в истории пропал тысячелетия назад? Амалек умер, но дело его живет! В духовном смысле его зло продолжает существовать в нас. Амалек нападает на нас в минуты слабости, ибо сказано, что он «поразил всех ослабевших». Комментируя странное, на первый взгляд, слово «застал» — на иврите корха, — Раши объясняет, что корха означает случай, неожиданность. Нападение Амалека произошло неожиданно и вероломно. Потому Амалек становится символом веры в случайность, в закон джунглей, в социальный дарвинизм в истории. Олицетворением Амалека стал Гитлер, который говорил, что верит лишь в право сильного подчинить или уничтожить слабого. Слово кор на иврите означает также холод. «Амалек охладил тебя. В тот момент, когда все народы боялись сразиться с вами, он пришел и указал путь другим, — поясняет Раши и приводит слова Мидраша. — Это все равно что никто не мог спуститься в бассейн с кипящей водой, но когда один человек опустился в него, то, получив ожоги, он тем самым охладил воду для других». Амалек — сила, которая пытается «охладить нас, потушить огонь энтузиазма и свет радости нашей души. Но каждый раз, когда мы с радостью отмечаем еврейский праздник, с энтузиазмом выполняем заповеди, с желанием помогаем нуждающимся людям, мы побеждаем Амалека внутри нас. В бывшем СССР у нас не только отнимали веру, навязывая золотого тельца — материализм, не только оскверняли антисемитской пропагандой наши души, но и обдавали холодом унижения, заставляя стыдиться самих себя. Как можем мы вновь научиться гордиться и радоваться своему еврейству? Если человек был болен и выздоровел, то он должен собрать друзей и отпраздновать выздоровление благодарственной трапезой. «От чего будет зависеть степень его радости? — спрашивал рабби Ицхак Гунтер, глава иешивы Хаим Берлин в Бруклине. — От степени тяжести его болезни: чем опаснее была его болезнь, тем больше радости он будет испытывать от излечения». «А что если человек был болен депрессией? — спрашивает рав Гунтер. — Тогда само ощущение радости является признаком выздоровления, что, в свою очередь, вызывает еще большую радость и желание праздновать выздоровление!» Человек радуется тому, что может радоваться! Эти чувства усиливают друг друга и создают цепную реакцию радости.
Субботние свечи
Пятница, 12 мая 7:45
Окончание субботы 13 мая 8:46