
Незадолго до президентских выборов в России телеканал RTN+ показал русскоязычным американцам кинофильм 1990 года «Сделано в СССР». Удивительно, как он пришелся кстати. Не думаю, что кто-то специально поставил его в программу, бывает и просто случай. Фильм замечательный, прежде его не видел, но теперь, через 18 лет, он воспринимается не только как очень хороший, но, даже не побоюсь этого слова, как гениальный, поскольку оказался ярко провидческим — то, что теперь переживает Россия, в нем было точно предсказано, почти до совпадения в деталях.
«У гражданина Ивана Пупкина 2 марта родился сын.
В честь президента России он назвал его Дмитрием Анатольевичем».
Свежий анекдот
Прошедшие в России «выборы президента Дмитрия Медведева» имели вполне предсказуемый результат. Итоговые цифры буквально совпали с заранее предписанными. «Единственный на всю страну человек, не знавший, каким будет их результат», — пошутил обозреватель радио «Свобода» Владимир Бабурин, — это Владимир Чуров, председатель Центризбиркома. Действительно, 13 февраля, за полмесяца до выборов, со свойственным ему откровенным цинизмом Чуров заявил, как теперь говорится, «на голубом глазу»: «Самая большая интрига для меня — кто победит 2 марта». Ну да ладно, врать ему по должности было положено, вполне ведь советский человек, обычный госслужащий. Раздеть, так точно штамп увидим: «Сделано в СССР». Как, впрочем, на многих, откуда и название упомянутого фильма. Представлю вкратце его содержание.
Обычная советская школа. С дискотеки кто-то унес видеомагнитофон, а это ведь не просто видеомагнитофон, а государственное, то есть общенародное достояние. За розыск берется учитель истории, в прошлом из «органов», майором был в НКВД. Его блестяще играет Джигарханян. Первым делом бывший чекист вызывает к себе в помощники старого сослуживца, заплечных дел мастера (его играет Куравлев). Двери школы запираются, школьников по одному вызывают на допрос с пристрастием. Отдельные пытаются оказать сопротивление, масса же запугана и униженно лепечет. В этой среде в поддержку власти чекиста (а «бывших чекистов не бывает»!) организуется движение «зачистов» («За чистоту») — ну, как тут не вспомнить нынешних «нашистов»! Они маршируют и бесчинствуют. Школьная интеллигенция приходит к чекисту с протестом, но он ее быстро приводит в трепет, и интеллигенты-учителя один за другим переходят на его сторону, несогласных «зачисты» арестовывают и препровождают в подвал. Вот уже повсюду видим его портреты, привычно формируется культ личности. Тем временем снаружи обеспокоенные родители школьников штурмуют запертую дверь, но чекист сам выходит к ним и убеждает, что всё хорошо и правильно. «Зачисты» за него, учителя за него, вот уже и обескураженные родители за него. Объяви выборы — проголосуют с предсказуемым результатом.
Так 18 лет назад в фильме «Сделано в СССР» (по сценарию Святослава Тараховского) было провидчески смоделировано будущее страны. Это «будущее» теперь раскрылось как осуществившееся. Огорченный правозащитник Сергей Ковалев обратился к В. В. Путину, В. Е. Чурову и С. В. Лаврову с открытым письмом (текст был опубликован на сайте «Права человека в России»), где со ссылкой на официальные результаты прошедших в декабре парламентских выборов писал: «Господа, я нимало не сомневаюсь — вы отлично знаете, что свободное волеизъявление свободных граждан в ходе свободных демократических выборов никогда не может завершиться результатом 99,4 % голосов, поданных за одну из партий, при явке 99,5 % избирателей… Нет нужды доказывать, что эти самые 99,4 % «за» есть неопровержимое свидетельство подтасовки… Этого печального обстоятельства более чем достаточно, чтобы верно оценить безвкусный фарс, разыгранный бездарными режиссерами на всей необозримой российской сцене 2 декабря; а заодно и предстоящий 2 марта… Вашими, господа, целеустремлёнными усилиями в нашей стране, где едва пробивались ростки демократии, выборов — главного критерия демократии — снова не стало».
Много горечи и увещеваний в письме известного правозащитника, да к властям уже не достучаться, поздно, упустила Россия свой шанс демократического развития, и неизвестно, когда еще она его снова получит. Наследники ГКЧП взяли реванш. Точно как в фильме, народу сказано радоваться — так он и ликует, «нашисты-зачисты» с энтузиазмом «по полтораста рублей за штуку» запрудили улицы, представители от интеллигенции пристраиваются, а которые не согласны — тех в кутузку.
Другой известный человек — Андрей Илларионов, бывший советник президента Путина по экономическим вопросам, безуспешно стремившийся повернуть его энергию в русло цивилизованного экономического развития страны — опубликовал перед президентскими выборами свои «Февральские тезисы». Само название его публикации родит аналогию с «апрельскими тезисами» вождя мирового пролетариата, однако автор «февральских» зовет не к революции, а к осознанию гражданами России реального состояния дел в их стране.
Андрей Илларионов уже не обращается к президенту, он объявляет свое видение ситуации всем людям:
«События последнего времени — октябрьско-ноябрьская вакханалия под названием «предвыборная кампания», спецоперация «2 декабря 2007 г.», военно-»нашистская» оккупация Москвы 2 — 6 декабря, проводимая в настоящее время спецоперация «2 марта 2008 г.» — знаменуют собой качественный перелом в состоянии российского общества и государства… Нелегитимный характер «выборов» 2 декабря 2007 г. и 2 марта 2008 г. делает претензии их «победителей» на государственную власть в России незаконными. Это означает, что не только избранная «Государственная дума» с депутатами, не только избираемый «президент», но и все чиновники, назначаемые этой Государственной думой и этим «президентом», являются теперь нелегитимными… Главной задачей для тех, кто считает себя гражданами России, становится предотвращение национальной катастрофы, обеспечение безопасности людей, сохранение в российском обществе основ общечеловеческой морали… Режиму политической и уголовной шпаны места на российской земле быть не должно… Во взаимоотношениях граждан с представителями режима ведущими остаются правила существования, выработанные зэками Гулага: «Не верь (режиму). Не бойся (режима). Не проси (у режима)». К ним следует добавить и четвертый принцип — «Не сотрудничай с режимом и не участвуй в его делах».
Поскольку это писалось накануне президентских выборов, автор «тезисов» призывал граждан не голосовать, а уносить избирательные бюллетени с собой, чтобы затем, обменяв их на «гражданские избирательные бюллетени», «проводить другие выборы, строить другую систему власти, избирать другой парламент, создавать другую страну». Вряд ли такое осуществимо. Во-первых, слишком мало граждан до выборов могли прочитать этот призыв. Во-вторых, немного нашлось бы смельчаков, способных вынести бюллетень с избирательного участка. В-третьих, едва это заметят, вынос бюллетеней немедленно объявят уголовным преступлением, и при обысках они станут таким же примерно компроматом, как когда-то «Завещание» Ленина у «врагов народа». По мысли Илларионова, вынесенный бюллетень мог бы служить как бы пропуском в Гражданскую коалицию, но, увы, сколько угодно провокаторов с чистыми бюллетенями от «органов» тут же явились бы, чтобы записаться в коалицию и затем разрушить ее изнутри.
Кстати, вот последняя новость из России: «Мининформсвязи РФ впервые официально обязало все телекоммуникационные компании, а также Интернет-провайдеров, предоставить возможность ФСБ проводить неограниченное и неконтролируемое прослушивание телефонов и снятие информации». В США президент упрашивает конгресс разрешить прослушивать телефонные разговоры подозреваемых в терроризме, и в этом кто-то видит отход от демократии. В России же чекисты что хотят, то творят, и ни у кого разрешения не спрашивают. Тотальный контроль над населением — непременная черта чекистской «суверенной демократии».
Взгляд в будущее: «Сроки существования режима, — пишет Илларионов, — могут оказаться более длительными, чем это кажется или хотелось бы надеяться сегодня… Ожидание поддержки — пусть даже моральной — российского гражданского объединения со стороны политических лидеров и государств Запада необоснованно. Для многих западных лидеров нынешний российский режим более удобен, комфортен и приятен, чем его оппоненты». Увы, он прав: если и слышит российская оппозиция сегодня что-то для нее обнадеживающее в ходе наших предвыборных дебатов, то это только слова, а стоит хоть кому из ныне дебатирующих войти в Белый дом, никаких существенных перемен в политике по отношению к России, наверное, не увидим.
«Восстановление гражданских свобод, правового порядка, демократии в России — это дело российских граждан», — читаем в «тезисах» Илларионова, а «Корень проблемы» он видит «во взглядах, идеологии, мировоззрении, господствующих среди представителей нынешнего режима и части российского общества, считающих возможным, допустимым, желательным, нормальным юридическое неравенство людей, авторитарную организацию государственной власти, применение насилия против граждан».
Как эти взгляды, идеология, мировоззрение могут со временем трансформироваться, способны ли их носители осознать необходимость перемен или надолго удовлетворятся видимостью своей пресловутой «стабильности» — этого никто теперь, кажется, предсказать не может. Возвращение во власть чекистов было предсказуемо, тем более предсказуемыми были результаты состоявшихся 2 марта выборов, но после 2 марта Россия вдруг оказалась на пороге непредсказуемости.
Никто не знает, как Путин и Медведев будут работать «в связке»: так ли буквально, как в карикатуре с сайта «Каспаров.ру» или порознь, а если порознь, то Кремль останется главной силой или российский Белый дом возвысится над Кремлем, кто отныне кого и куда будет вызывать на ковер и не перевернут ли тот ковер борющиеся под ним «бульдоги».