Посол его величества

После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство переносного Храма, Мишкана. Евреи приносят готовые изделия. Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов, и на него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г «вселился» в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

«И прикрепи два камня к лямкам эфода — напоминание сынам Израиля…» (Шмот, 39:7).

Когда делаешь «тшуву», переходишь к религиозному образу жизни, самое трудное — это впервые надеть кипу. Кажется, что все смотрят на тебя, кто с насмешкой, кто с неприязнью.

Однако спустя некоторое время, привыкнув к своему новому облику, начинаешь ощущать себя послом избранного народа, полномочным представителем самого Тв-рца вселенной. Ты знаешь, что по твоему поведению будут выставлять оценку всему религиозному еврейству и Торе. Вот почему ты больше не имеешь права переходить улицу на красный свет, даже если ближайший автомобиль в километре от «зебры». Стоящие рядом пешеходы испытующе косятся на тебя. Поспешишь — и услышишь в спину: «Смотри-ка, датишник, а туда же. Правила движения не для него писаны». И в очереди изволь стоять смирно — иначе нарвешься на замечание: «Куда прешь, пейсатый! А еще кипу напялил! Все они такие!»

В отличие от афроамериканца, еврей может при желании слиться с толпой — укоротить нос, укоротить имя. Но когда он выламывается из стройных рядов, начинает с гордостью носить символы иудаизма, его действия представляют не только лично его, но и весь еврейский народ, во всех поколениях, включая его давно умерших бабушек и дедушек из штетла.

Описывая порядок изготовления «эфода», передника, входящего в комплект служебных одежд Первосвященника, Тора повелевает: «И прикрепи два камня к лямкам эфода — напоминание сынам Израиля…». На этих камнях, своеобразных маршальских погонах высшего духовного лица еврейского народа, были вырезаны имена двенадцати колен. Они напоминали евреям, что их имена запечатлены на священных одеждах. С такими именами нельзя вести себя недостойно ни в большом, ни в малом. Просто стыдно.

Пошлите «малой скоростью»

«И осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили (сыны Израиля) так, как Б-г повелел, — в точности так, и благословил их Моше» (39:43).

Рав Моше Гельфман собирал пожертвования для иешивы «Тельц», расположенной в американском городе Кливленд. Один его постоянный клиент, еврейский фермер из Пенсильвании, давал ежегодно небольшую денежную сумму. Он жил далеко, и в 70-х годах, когда разразился мировой нефтяной кризис и цены на горючее резко возросли, рав Гельфман выяснил, что одна стоимость бензина на автомобильную поездку к этому жертвователю и обратно обойдется дороже его взноса.

Рав Гельфман колебался. С одной стороны, он не мог использовать деньги иешивы для финансирования убыточной поездки. С другой стороны, он не хотел лишать фермера его законной мицвы, поскольку материальная поддержка изучающих Тору — это огромная заслуга для еврея. В конце концов, рав Гельман решил поехать в Пенсильванию и оплатить стоимость бензина из своего кармана…

Так уж заведено, что на благотворительных вечерах организаторы оказывают почести самым щедрым спонсорам, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: ведь именно организаторы помогают филантропам вложить свои деньги в достойные дела, дают им больше того, чем получают от них. Жертвуя деньги на иешиву, синагогу, на помощь бедным, человек не теряет их — он их вкладывает на свой счет под самые выгодные проценты в «Международном банке Мира грядущего», который не страдает ни от инфляции, ни от плохого управления.

Так почему же те, кто собирают пожертвования, благодарят дающих? Эту традицию ввел Моше-рабейну. В сегодняшнем разделе сказано, что когда сооружение Мишкана и подготовка его утвари были завершены, «осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили (сыны Израиля) так, как Б-г повелел… и благословил их Моше».

Человек не может взять в Мир грядущий свои материальные приобретения, но он может послать их вперед «малой скоростью» — по филантропическим каналам.

Душа под «скафандром»

«И закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б-га наполнила Шатер… И когда поднималось облако над Шатром — отправлялись сыны Израиля во все странствия свои, а если не поднималось облако, не отправлялись они в путь… Ибо облако Б-га стояло над Шатром Откровения днем, и огонь виднелся в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий» (40:34-38).

Этими словами завершается раздел «Пикудей» и вся книга «Шмот» («Исход»), вторая в Пятикнижии. Мидраш рассказывает, что Вс-вышний потребовал проводить церемонию открытия Мишкана с максимальной скромностью и целомудрием. Храмовый комплекс был закрыт спереди вуалью, а сзади к нему прикрепили шлейф, как у невесты, чтобы показать: главная сущность и несравненная святость этого сооружения не в тех великолепных материалах, которые пошли на его строительство, и даже не в мастерстве зодчих, а в духовной наполненности этого сборного сооружения и его обстановки. Если забыть об этом, если увлечься внешней помпезностью и бьющей в глаза роскошью храмовых атрибутов, то Храм неизбежно превратится в идола, а храмовая служба — в идолопоклонство.

До своего первородного греха Адам и Хава не ведали стыда и поэтому не нуждались в одежде. Они прекрасно знали, что суть человека — его душа, «нешама», а тело лишь ее оболочка или, если хотите, скафандр, в который она облачена во время своего пребывания на планете Земля.

После грехопадения первых людей эта разграничительная линия оказалась размыта. Поэтому возникла необходимость ввести одежду, чтобы снова показать людям, что тело необходимо лишь как вместилище души. Видя телесную оболочку человека, многие ошибочно придают ей первостепенное значение. Именно по этой причине иудаизм, как и другие монотеистические религии, требует носить скромные одежды, максимально закрывающие тело. Такая одежда не только «предохраняет от греха», но и подчеркивает внутреннюю, скрытую от глаз духовную сущность человека, которой он, собственно, и отличается от других живых существ.

Отсюда повышенное требование иудаизма к женской скромности. В секулярной западной культуре статус женщины часто бывает низведен до уровня материального объекта, способного приносить лишь физическое удовольствие. Все внимание сосредоточено на ее внешних достоинствах. У нас, евреев, по-другому. Наши женщины традиционно одеваются в скромные, закрытые одежды, которые выставляют на первый план их сущностную красоту и внутреннее достоинство. Как сказано в Псалмах, «вся слава царской дочери — внутри» (Теилим, 45:14).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора