Саудовская Аравия и Иран договорились

Кронпринц Мухаммед Бин Салман выступил с целым рядом мирных инициатив, включая, нормализацию отношений с Израилем и Ираном.

Саудовская Аравия предлагала нормализацию отношений с Израилем в обмен на американские гарантии развития атомной энергетики и снятия ограничений на поставки ряда видов вооружений королевству.

В случае заключения сделки правила игры на Ближнем Востоке могли очень резко измениться. Если бы Байден дал согласие на посредничество при заключении соглашения, то Израиль оказался бы в огромном выигрыше. Это означало бы слом всей парадигмы арабо-израильских отношений, существовавших до сего времени.

Ведь согласно исламской доктрине, на Святой земле может быть только мусульманское государство. Анвар Садат жизнью заплатил за мирный договор с Израилем, хоть и говорил, что взамен получил Синай, а Израиль пустую бумажку.

Заключение мирного соглашения между Саудовской Аравией и Израилем стало бы бриллиантом в короне Авраамических соглашений, авторами которых были Биньямин Нетаниягу и Дональд Трамп.

Проблема, однако, заключается в том, что администрация Байдена терпеть не может всех троих. Отношения Джо Байдена с Мухаммедом Бин Салманом весьма натянутые, Трампа Байден ненавидит, а с Нетаниягу Вашингтон ведет непримиримую борьбу, начиная с его первого избрания на пост премьер-министра в 1996 году. После победы на выборах в 2023 году и создания правого правительства администрация Байдена прилагает максимум усилий для делегитимации законного избранного премьера и активно финансирует так называемые «гражданские протесты», имеющие одну цель – добиться падения законного избранного правительства.

Понятно, что такой замечательный подарок как мирный договор с Саудовской Аравией, который позволял бы Иерусалиму и Эр-Рияду объединиться в борьбе против смертельного врага в Тегеране, Джо Байден сделать никак не мог. Для этой администрации важен не мир, а создание еще одного рычага давления на Израиль, возможности шантажировать еврейское государство.

Американский дипломат эпохи Билла Клинтон Мартин Индик пояснил, что Нетаниягу «очень хочет этого соглашения, и заключить его он может только с помощью Байдена». «Это создает ситуацию, при которой Байден может оказать давление на Нетаниягу и убедить его в том, что с Саудовской Аравией ничего не получится, если он доведет ситуацию на Западном берегу и в Иерусалиме до взрыва».

Но дело не только и не столько в Израиле. Администрация Байдена опасается, что атомная энергетика для Саудовской Аравии только предлог для начала гонки ядерных вооружений. Кроме того, отношения между администрацией Байдена и Саудовской Аравией нельзя назвать теплыми или дружественными. Байден, будучи кандидатом в президенты, обещал превратить Саудовскую Аравию в «государство-парию». Демократы в Конгрессе и Сенате требуют наказать королевство на «систематическое плохое поведение». Словом, они продолжают линию президента Обамы на обострение отношений с Саудовской Аравией и укрепление позиций Ирана.

Получив весьма уклончивый ответ от Соединенных Штатов Америки, переводимый как «скорее нет, чем да», принц Мухаммед нанес ответный удар и объявил о восстановлении дипломатических отношений с Ираном при посредничестве Китая.

Объявление о восстановлении дипломатических отношений, разорванных в 2016 году после казни 46 шиитских мулл, было сделано в Пекине во время заседания Народного съезда, и ознаменовало огромную победу китайской дипломатии и рост влияния Китая на Ближнем Востоке.

Ванг Йи, возглавляющий международный отдел Политбюро ЦК КПК, Али Шамхани, секретарь Верховного совета национальной безопасности Ирана, и Мусад бин Мухаммед Аль-Айбан, саудовский советник по национальной безопасности, выступили с совместным заявлением о восстановлении отношений и возобновлении работы посольств в ближайшие два месяца.

Ванг искренне поздравил стороны за проявленную мудрость. «Обе стороны проявили искренность, — сказал он. – Китай полностью поддерживает соглашение».

Китай в течение многих месяцев наводил дипломатические мосты со странами Персидского залива и Ираном. В феврале в Пекине принимали президента Ирана Ибрагима Раиси, а в декабре Си Цзиньпин посетил Эр-Рияд с официальным визитом.

Иранская сторона назвала переговоры «ясными, прозрачными, всеобъемлющими и конструктивными».

«Снятие недопонимания и ориентация на будущие достижения в отношениях между Тегераном и Эр-Риадом будут безусловно способствовать региональной стабильности и развитию сотрудничества стран Персидского залива и всего исламского мира в преодолении нынешних проблем», — сказал Али Шамхани.

Главарь террористической организации «Хизбалла» Шейх Хасан Насралла приветствовал это соглашение. Он выразил надежду на улучшение положения в Ливане, Сирии и Ираке, где идет ожесточенная борьба между суннитами и шиитами.

Пока демократы призывали наказать саудовцев и чуть ли не поставить их в угол за плохое поведение, Саудовская Аравия показала, что что давно уже вышла из детского возраста, тем более что нынешняя администрация вошла в столь преклонный возраст, что с ней можно не считаться, потому что есть силы гораздо более влиятельные, чем бонзы Демпартии, и это Иран и Китай. Именно они будут определять сейчас политику в регионе, а не администрация Байдена, которая не в состоянии защитить страны, сделавшие на нее ставку.

Для суннитской Аравии, хранительницы главных мусульманских святынь не было большего врага, чем шиитский Иран. С момента раскола ислама сунниты и шииты безжалостно убивали друг друга, а Иран и Саудовская Аравия воюют за господство на Ближнем Востоке. В течение восьми лет они воевали друг с другом в Йемене с переменным успехом, и вот теперь появляется надежда, что война йеменских марионеток может завершиться.

После позорного бегства из Афганистана восстановление полных дипломатических отношений между Тегераном и Эр-Риядом стало еще одной пощечиной Вашингтону, еще одним провалом либеральной дипломатии.

«Удивительно то, что в то время, когда американо-китайские отношения резко ухудшились, а напряженность с Ираном возрастает, Мухаммед Бин Салман заключает соглашение, усиливающее влияние Китая и дающее легитимацию Тегерану. Это средний палец Байдену и практический расчет саудовских интересов», — сказал бывший американский дипломат и советник администраций Клинтона и Буша по ближневосточным проблемам, Аарон Давид Миллер.

Что интересно, Китай продемонстрировал успех практической дипломатии – он не читал нотации, не требовал «исправить поведение», а продвигал сотрудничество и торговлю, то есть, использовал рычаги экономического влияния.

Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Ираном при китайском посредничестве, военная помощь Ирана России в поставках оружия и боеприпасов, поддержка Китаем России в войне с Украиной являются по совокупности очень плохими вестями для Израиля.

Израиль годами выстраивал явные и тайные отношения с ближневосточными суннитскими странами именно на взаимных интересах отражения иранской ядерной угрозы, и Израиль обещал арабским странам тот ядерный зонтик, в котором им отказывали Соединенные Штаты. Теперь получается, что этот ядерный зонтик Израиля им не нужен. Любви между ними не будет, но угроза войны будет на несколько лет снята, хотя нет никакой гарантии, что она не вспыхнет по прошествии времени, но тут Китай с его экономическим давлением может привести стороны в чувство.

«Нью-Йорк Таймс» отмечает, что заключение соглашения между Саудовской Аравией и Израилем было бы огромным подарком Джо Байдену, а принц Мухаммед делать его не будет.

Абдулазиз Аль-Гашан, саудовский политолог, занимающийся проблемами взаимоотношений с Израилем, считает, что предложение о сделке с Израилем было сделано с целью поставить Байдена в неловкое положение, отказать Израилю и испортить отношения администрации с американскими еврейскими организациями.

«Саудовская правящая элита не хочет, чтобы Байден был тем американским президентом, которому выпадет честь нормализации саудовско-израильских отношений, но они не против, чтобы вина за срыв нормализации была на Байдене», — сказал он.

Если рассматривать вопрос шире, саудовская элита не хочет видеть Байдена президентом. На Востоке могут улыбаться, но оскорбительные выпады, чтение морали, отказ от рукопожатия никогда не простят.

И не надо забывать, что Саудовская Аравия нефтедобывающая страна, а администрация Байдена выступает под зеленым флагом «чистой энергии» и отказала от углеводородного топлива, а это прямой удар по стратегическим и экономическим интересам Саудовской Аравии. Вот принц Мухаммед и принял свои меры.

Израиль, у которого кроме Америки нет других союзников, остался в проигрыше.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу не раз заявлял, что в случае необходимости Израиль может нанести удар по ядерным объектам Ирана, и страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, предлагали помощь в проведении этой операции. После заключения соглашения между Ираном и Саудовской Аравией, а ранее с ОАЭ коалиция суннитских стран и Израиля по отражению иранской угрозы практически распалась.

Израильские и американские дипломаты отмалчиваются, Америка делает вид, что она не утратила свои позиции.

«Я бы решительно отверг идею о том, что мы отступаем с Ближнего Востока, это далеко не так, — заявил пресс-секретарь Национального совета безопасности Джон Кирби. – Мы еще посмотрим, как иранцы будут выполнять свои обязательства по сделке. Обычно этот режим слово не держит».

Очевидно, что единственная возможность для нынешнего Вашингтона доказать, что он что-то еще решает на Ближнем Востоке, это оказание непропорционального давления на Израиль, выкручивания рук и требования новых уступок, несовместимых с безопасностью и самим существованием еврейского государства. , , , , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора