
В последних дебатах, которые прошли в прошлый вторник в актовом зале Университета штата Огайо в Кливленде, Барак Обама и Хиллари Клинтон согласились в мнениях, что а) политика президента Буша по отношению к России никуда не годится; б) что Владимир Путин, уйдя с поста президента, сохранит власть, и в) что его ставленник Медведев продолжит путинизацию страны, став президентом не демократически, а механически. Обама сказал, что Путин «ясно дал понять, что, когда он возглавит правительство, власть будет принадлежать ему». Дмитрия Медведева он не назвал, зато Хиллари попыталась это сделать, и запнулась на слове «Dmitry», после чего под смех в зале сказала: «Да какая разница!».
Барак Обама по ходу предвыборной борьбы Путина не клеймил, что понятно. В курс международной политики, которым намерен следовать Обама, став президентом, входят переговоры с главами государств, откровенно враждебных Америке, так что уж говорить о России! Хиллари Клинтон, гордясь своим политическим опытом, вела себя иначе и вспомнила, что в 2001 году в Любляне после встречи c российским президентом Джордж Буш рассказал журналистам, что «увидел его душу» (Путина), заглянув ему в глаза. «Я могла бы ему (Бушу — А. Г.) подсказать, — сказала Хиллари в январе перед «праймериз» в Нью-Хэмпшире, — что у бывшего сотрудника КГБ, по определению, не может быть души, поэтому это была пустая трата времени и бессмысленное занятие».
Очевидный кандидат Республиканской партии сенатор Джон Маккейн настроен еще более антипутински. В декабре прошлого года Маккейн заявил, что «именно Путин создал множество проблем для США, пытаясь возродить Российскую империю». В интервью газете Boston Gerald Маккейн предложил странам «Большой семерки» больше не быть «восьмеркой», то есть не приглашать Путина на свои саммиты. По поводу пресловутого взгляда в глаза российскому президенту Джон Маккейн сказал, что видит в них три буквы — «к», «г» и «б». Предвыборную кампанию в России сенатор-республиканец назвал кукольным театром, где Владимир Путин кукловод, а Дмитрий Медведев марионетка. Шансов на демократическое возрождение, по словам Маккейна, у России нет, и для США она будет «постоянным раздражителем», так как у «россиян нет населения и всего, что обеспечило бы ту военную мощь, которая у них когда-то была, даже при наличии нефтедолларов».
Позиция кандидатов отражает общее настроение американцев, что подтвердил недавний опрос, проведенный социологической службой Rasmussen. 10 % опрошенных высказались в пользу Путина; 47 % — против него и 44 % сказали, что у них нет определенного мнения. За новостями о Путине и России внимательно следят 51 % американцев, а 49 % не обращают на это особого внимания..
4 % американцев всерьез считают, что Россия может напасть на США; 18 % считают это возможным, но маловероятным, и 76 % думают, что в обозримом будущем Россия на США не нападет. 27 % респондентов допускают нападение России на американские военные базы в Европе, но 70 % такую возможность отвергают. Опрос также установил, что консерваторы верят в «русскую опасность» больше, чем либералы. Вероятность нападения России на США подтвердили 28 % консерваторов республиканской политической ориентации, 19 % либералов-демократов и 15 % умеренных.
В декабре, когда журнал Timе назвал Владимира Путина «Человеком года», опросчики Rasmussen выяснили, что об этом знают только 42 % жителей США, а 14 % убеждены, будто это звание досталось Элу Гору. Гор «Человеком 2007 года» не стал, зато получил Нобелевскую премию мира в награду за свою борьбу с потеплением в атмосфере. В ответ на предложение опросчиков назвать своего кандидата на звание «Человека года», Путина выбрали 4 % американцев, а Гора 37 %. Госсекретаря Кондолизу Райс в «люди года» предложили 21 % опрошенных, а командующего войсками США в Ираке генерала Дэвида Петреуса — 13 %. Два месяца назад 21 % американцев были убеждены, что Владимир Путин укрепил Россию, и 41 % считали, что российский президент больше вредит своей стране, чем помогает.