Фото: 24smi.org
«Не читал, но осуждаю…». Чтобы так не сказали обо мне — «не смотрела, но…», — оговорюсь: я буду осуждать (вернее, скорее обсуждать) не фильм «Собибор», а то, что известно об этом лагере смерти широкому россиянину. И о том, почему известно мало. Или неизвестно вообще. О том, почему Вайспапир с Розенфельдом не могли стать героями советской страны.
Почему раньше о трагедии Собибора помалкивали, а теперь вдруг заговорили? И о чем же заговорили, наконец? Вы много слышали про Собибор? Много знаете о восстании в этом лагере, кстати, единственно успешном в истории войны? О том, кто были смельчаки, посмевшие сбежать, и как сложилась их жизнь после? Я не слышала. Эта трагичная история никогда не была популярной ни в СССР, ни позже. В школе мы об этом не учили. И вот вышел фильм, который сейчас рекламируют по всевозможным каналам. Прошел закрытый показ в Германии, в Израиле.
Собибор — лагерь смерти на территории Польши. Просуществовал полтора года (с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года). Создан в рамках операции «Рейнхард» с целью массового уничтожения еврейского населения Польши (а также Нидерландов, Франции, Чехословакии, СССР). Были убиты около 250 тысяч евреев. В лагере произошло единственное успешное восстание узников-смертников…
Так о чем же фильм «Собибор»? Ответ на этот вопрос услышала в ролике на первом канале российского ТВ от дочери Александра Печерского, того самого, который организовал восстание. Женщина надрывно и по-советски пафосно сказала: «… Надо, чтобы люди знали, что такое фашизм».
Правда? Фильм именно исключительно о том, что такое фашизм? И как он ужасен? Знаете, я родилась через 13 лет после окончания той войны, воспитана на фильмах, книгах, воспоминаниях про эти самые ужасы. Как говорится, впитала с молоком матери. До такой степени впитала, что мурашки по коже всю жизнь. Наверное, «много» об этом, не бывает. И, возможно, еще одна история про ужасы фашизма не помешает. Особенно в связи с тем, что «фашизм сейчас поднимает голову». Пора обновить воспоминания. Тем более, нашелся еще один незаслуженно забытый лагерь смерти.
Но… история лагеря смерти Собибор это не только ужасы фашизма (с ними-то все ясно). Это еще много чего другого, о чем стоит рассказать. И именно это все «остальное» и было причиной того, почему про Собибор столько лет умалчивали. Но снова и опять… нам показывают про ужасы фашистов. И не показывают про это самое «остальное». Так что же осталось «за кадром», что заставляло молчать про Собибор долгие годы? О чем не говорит даже теперь глубоко престарелая дочь Печерского?
В той самой трагедии нет черного (ужасы фашизма) и белого (героизм советского лейтенанта). Там есть такое многоголосье серо-буро-фиолетового, что не отмыться никому. А отмываться никто и не хочет. Вот и молчат. Рассказываю. Подробно. По пунктам. И, главное, честно.
Первое. Начнем с того, что в лагере со стороны нацистов работали 30 младших офицеров. И… 120 человек охраны из числа красноармейцев.
Ничто не умаляет вину тех самых 30 фашистов. Но именно эти 120… Наши люди … убивали, издевались, били и насиловали. Это были так называемые «травники». Учебный лагерь СС «Травники». Сначала в него входили советские военнопленные, а с осени 1942 года начался набор добровольцев из гражданского населения. Это были русские, украинцы, белорусы, прибалтийские и «туркестанские» добровольцы, латыши, эстонцы, словаки и хорваты. Всего было обучено в этой школе более 5000 (пяти тысяч!) убийц.
Из числа наших людей.
Хотят ли русские и украинцы знать об этом? О том, что 120 охранников лагеря Собибор были «своими» и добровольно стали убийцами? Конечно, нет. Нам такая правда не нужна. Такую правду лучше забыть. Не так ли?
Второе. В лагере на момент восстания (14 октября 1943) было 550 узников. 130 не приняли участия в побеге (были сразу расстреляны), 80 человек погибли в первые минуты побега (лагерь был заминирован по всему периметру, и люди бежали по минному полю). 340 человек смогли убежать. Нацисты устроили облаву и ловили беглецов две недели. В результате чего были убиты еще 170 человек. Остальные смогли убежать — одни на территорию Белоруссии, другие оставались в Польше. Так вот, уже после прекращения поиска сбежавших узников Собибора фашистским оккупационным властям были сданы 90 человек (!!!). Пойманы и… не спасены, а сданы (!) местными жителями. Хотят ли поляки (большинство беглецов были выданы именно в Польше) вспоминать об этом? Конечно, нет. Полякам тоже «не с руки» такая правда.
Третье. После того как охранники лагеря (напоминаю: русские и украинцы) убили пойманных беглецов, после того как местные активисты (напоминаю: поляки и белорусы) выдали властям тех, кому повезло сбежать — не взорваться на минном поле и не быть убитым ищейками — осталось порядка 50 человек. В основном это были советские военнопленные. Они потом воевали в партизанских отрядах Белоруссии, а затем, когда пришли советские войска… были осуждены (!) и отправлены воевать в штрафные батальоны «смывать кровью свой позор». Ну, вы в курсе…. «В Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины». Такими и были те… из Собибора…
Хотят ли вспоминать об этом советские/российские власти? Конечно, нет. И поэтому судьба спасшихся от смерти в лагере смерти осталась «за рамками». Они же были бывшими военнопленными. Сдавшимися. А значит, предателями. Чего о таких вспоминать? Не правда ли?
Четвертое. Но и после войны… те, кто остались живыми, подверглись преследованиям и травле. Вы забыли — они же были еще и евреями! И тот же Александр Печерский, доблестный лейтенант, организовавший восстание (единственное в истории войны успешное!), «заплативший кровью» за «предательство» (за плен), воевавший честно и отважно… в послевоенном СССР был уволен с работы и оставался пять лет на иждивении молодой жены (спасибо, что не расстрелян и не отправлен в ГУЛАГ), т. к. началось «Дело врачей», которое больше имело отношение к евреям, а не к врачам. Недаром оно носило другое, более точное название: сионистский заговор.
В мемуарах «Это невозможно забыть» Этингер пишет: «Дело врачей» было лишь введением к советскому Холокосту — массовому истреблению евреев в СССР. Планы «окончательного решения еврейского вопроса» в СССР подтверждены многими авторитетными свидетелями».
Хочет ли рассказать об этой странице своей истории Россия (правопреемница СССР)? Заинтересованы ли власти (даже современной России) в раскрытии планов Сталина по поводу «решения еврейского вопроса»? Конечно, нет. Поэтому и нефиг рассказывать о жизни освобожденных узников Собибора после войны.
Возвращаюсь к вопросу: почему же история лагеря Собибор и подвиг Печерского были задвинут в дальний угол? Почему пропагандисты придумывали фейковых, говоря современным языком, героев, а этого, реального героя забыли? Думаю, вы сами понимаете. Стоило ли ради евреев, ради этих «безродных космополитов» вспоминать Собибор? Да и кто они, эти попавшие в лагерь смерти евреи? Предатели советской Родины, раз попали в плен… Они предатели. А те сотни и тысячи стрелявших в спину своим же, те, которые добровольно шли в учебные центры СС, чтобы учиться убивать? Они кто? Ах,ИхЖеТамНеБыло…
Так что ни Александр Аронович Печерский, ни Вайспапир Аркадий Моисеевич (умер в январе этого года), ни Розенфельд Семен Моисеевич (живет в Израиле) не годились на роль героев. С такими-то фамилиями. И отчествами. Куда уж в «калашный ряд».
Все трое, мною перечисленные — бывшие узники Собибора, прожили достаточно долгую жизнь. Прожили без наград. И без почестей. Когда Александр Печерский ушел из жизни (1990), никто в Ростове не подозревал, что рядом с ними жил такой человек. Он фигурировал не как герой, а как бывший пленный, как бывший узник лагеря. И не более того. Только в 2016 году царёк наградил Александра Печерского орденом Мужества. Посмертно.
И вот вышел фильм. Казалось бы, отлично, наконец… Но не спешите радоваться. Обо всем, о чем я написала, о том, о чем никто не хочет вспоминать, в фильме не будет. В фильме будет о том, как Александра Печерского на подвиг мотивировал товарищ Сталин.
Читаем в статье А. Алексеева, который присутствовал на закрытом просмотре фильма в Израиле: «… Один из героев фильма спрашивает: — Что дает Александру Печерскому такую силу, которая поднимает за ним людей?
И другой герой отвечает: — Товарищ Сталин».
Вот так. Оказывается, товарищ Сталин вдохновил Александра Печерского на восстание. Еще слышала восторги других кинокритиков, которые напирали на то, что только советский офицер мог поднять восстание в лагере смерти. Вот, что главное в этом кино. То, что фашисты — это ужас. И что настоящие герои — советские офицеры.
Впервые о Собиборе мир узнал в 1987 году из фильма американского режиссёра Джека Голда, снявшего «Побег из Собибора» по книге Ричарда Рашке. Ох, опять эти янки. Все норовят на больную мозоль советского человека надавить, паразиты. СССР уж так изловчился, чтобы не вспоминать Собибор. А «америкосы» напомнили. Александра Печерского сыграл Рутгер Хауэр, получивший за эту роль «Золотой глобус».
Самого Печерского на премьере фильма не было, хотя его и приглашали в США. Но ему с женой советские власти не дали разрешения на поездку. Не получил Александр Печерский ни почестей от Родины, ни званий, ни льгот, ни даже вот такой «минуты славы».
В 2013 году о Собиборе узнали в России, благодаря документальному фильму Леонида Млечина. Правда, показ прошел на каком-то второстепенном канале. И практически остался незамеченным. Тема героев, реальных героев той войны, по-прежнему остается малоинтересной для пропагандистов Кремля.
Пусть граждане России лучше рассуждают про сионистский заговор, чем про евреев-героев войны. Да и зачем писать правдивую историю, в которой тот, кто в уже «написанной» был героем, может оказаться мерзавцем.
Прочитала массу комментариев в сетях. Понравился один, полностью отражающий мои мысли. Человек спросил: «Когда будут снимать вторую серию про Ароновича?» Ну, о том, как его в штрафбат, о том, как с работы увольняли, о том, как он всю жизнь в коммуналке прожил? Не будут. Никогда не будут. Как не будут рассказывать о том, что в лагерях (не только в Собиборе) работали добровольцы из числа наших же военнопленных, о том, как сдавали сбежавших узников поляки.
Снова и снова будут рассказывать только и исключительно про ужасы фашизма. Но их давно осудили. И суд был. И немецкий народ не перестает каяться.
— А остальные? Как с ними? Так и будут отмалчиваться? Так и будут делать вид, что Их Там Не Было?
Татьяна Росс
kstati.net