Фото: ria.ru
В советском анекдоте времен брежневского застоя художник приносит на одобрение свою новую картину «Ленин в Польше». На холсте изображён уже знакомый по предыдущим полотнам на эту тему ленинский шалаш в Разливе, а из шалаша торчат четыре ноги. «Это чьи ноги?» — спрашивает член комиссии. «Надежды Константиновны и Феликса Эдмундовича», — поясняет художник. «А Ленин где?» — интересуется другой член комиссии. «А Ленин в Польше», — отвечает художник.
О недавнем визите в Польшу нашего президента такого, конечно, не скажешь, но его пятичасовой марш-бросок в Киев был законспирирован не хуже ленинского. Под вой сирены воздушной тревоги, которую некоторые злопыхатели считают фейком, президенты Байден с Зеленским в окружении автоматчиков прошлись по центру Киева, отдали положенное памяти погибших украинцев, побеседовали наедине и на людях, обнялись, как два боевых товарища, и обменялись заверениями помогать друг другу, один — материально, а другой — морально. Байден дал Зеленскому еще полмиллиарда долларов на войну с Россией, а Зеленский назвал его визит «чрезвычайно важным знаком поддержки для всех украинцев». По данным Госдепартамента на 19 января этого года, «общий объем военной помощи США Украине достигнет беспрецедентного уровня в размере примерно $27,5 млрд с начала работы этой администрации». Добавим сюда еще полмиллиарда, при нашем бюджете на 2023 финансовый год в $5,8 триллиона и госдолге, который в прошлом году перевалил за $6 триллионов, это что республиканскому слону дробинка, а ослу демократов морковка.
Вернувшись в Вашингтон, Байден быстро разобрался с наросшими за эти дни внутренними проблемами, вроде железнодорожной катастрофы в Огайо, а тем временем наши госдеп, минфин и минторг приготовили России к годовщине ее вторжения в Украину пакет новых широкомасштабных санкций против ее компаний, чиновников, военных и пропагандистов, а также против иностранных компаний, помогающих России уходить от санкций и поставляющих в Россию вооружения. Под ограничения подпали руководители 48 российских регионов, а также девять министров, включая глав Минкультуры, МЧС, Минспорта, Минэнерго и Минсвязи. В отношении 1 219 представителей вооруженных сил России введены визовые ограничения. В санкционном списке минфина 83 юридических лица, включая 11 российских банков, и 22 физических лица, включая вице-премьера Татьяну Голикову, куратора Запорожской АЭС Олега Романенко и телеведущую Ольгу Скабееву, которая с мужем и коллегой Евгением Поповым ведут на федеральном канале Россия-1 ток-шоу «60 минут», отстаивая и пропагандируя позицию Кремля.
Тем временем у нас стали обсуждать не вчера появившуюся тенденцию считать помощь Украине не то чтобы излишней, а чересчур бесконтрольной. Тенденция эта была немедленно политизирована и инициирована республиканцами, которые связали ее с критикой президента Байдена, у семьи которого были деловые связи с Украиной, и самой Украиной, как ранее признанной тем же «коллективным Западом» государством дружественным, но коррумпированным. В воскресенье в программе «This Week» (ABC) выступил техасский республиканец Майкл Маккол, новый глава комитета Палаты представителей по международным делам. Отвечая ведущей Марте Раддаз, он сказал много чего нового, в частности назвав «ложным выбором» обсуждение, что Америке нужнее: помогать Украине или сначала самой себе. Речь в данном случае шла о некоторых законодателях— республиканцах, вроде сенатора Джоша Хоули, который на прошлой неделе заявил, что президенту Байдену следовало бы не посещать Украину, а сначала слетать в Огайо, где 3 февраля в деревне Ист-Палестайн в 40 милях от Питтсбурга сошли с рельсов 20 товарных вагонов и разлился ядовитый газ винилхлорид. «По-моему это ложный выбор, — сказал 61-летний Маккол, который слетал на Украину вслед за Байденом. — По-моему, президенту следовало посетить Огайо, где у нас разлились химикаты, но это не значит, будто нам не важно, что происходит в ведущейся сейчас борьбе за глобальный баланс сил. Мы не видели ничего подобного со времен поколения моего отца во Второй мировой войне: крупнейшее вторжение в Европе, крупнейшая угроза на Тихом океане со времен Второй мировой. Мы не можем игнорировать это, сунув головы в песок, в таком случае русские останутся на границе с Польшей, а председатель Си захватит Тайвань. По-моему, для нас важно и то, и другое. Мы ведь великая страна».
Мария Раддаз сообщила Макколу результаты недавнего опроса, который провели ее канал и газета Washington Post, установив, что половина республиканцев считают нашу помощь Украине чрезмерной. Маккол согласился, что энтузиазм этой поддержки пошел на убыль, но потому, что конфликт тянется «слишком долго», и «мы не даем им системы вооружений, которые им нужны». Тем не менее, продолжал Майкл Маккол, не согласный с сенатором Хоули, по его мнению, в основном Конгресс за эту помощь, а просто хотелось бы знать, на что, куда именно и насколько разумно идут деньги наших налогоплательщиков. «Как бы поступил Рейган? Я бы так спросил моих коллег, — продолжал Маккол. — Что бы он сделал? Он прикончил Советский Союз. Думаю, что он бы выступил за свободу и демократию».
Далее Майкл Маккол выразил надежду, что республиканцы и демократы Конгресса сообща надавят на Белый дом и добьются передачи украинцам долгожданных ими дальнобойных ракет и многоцелевых истребителей F-16, которые дадут украинским военным возможность не столько обороняться, сколько нападать. «Если дать им то, что они могут реально использовать и чего просят, они победят, — пояснил Маккол. — А пока мы медлим и мямлим, все затягивается, что на руку Путину». Как опять же говорено-переговорено на всех уровнях, военные действия на территории Украины называются гибридными, косвенными, союзническими и какими угодно еще, но в пределах этой несчастной страны, которую Путин за непослушание уничтожает артобстрелами и авианалетами. Следовало бы втянуть НАТО в войну и ждать от Путина таких же артобстрелов и авианалетов на Париж, Берлин и Лондон, а это Третья мировая война, которая, по мнению многих, уже идет, только не прямо, а криво. В конце прошлого года в одном из интервью президент Зеленский предупредила, что «там (в России) должны знать, что если будет удар по Банковой (улица, где в Киеве расположен офис президента — А.Г.), то будет и удар там, где ты находишься», правда, затем от таких крайностей отошел. По данным западных источников, сейчас на территории Украины находятся примерно 320 тыс. российских военных и еще 150-250 тыс. в резерве на случай ожидаемого весеннего наступления. Списочный состав украинских вооруженных сил на 2023 год примерно полмиллиона человек, из которых на действительной службе примерно 200 тысяч. С обеих сторон комбатантам помогают иностранцы, со стороны России головорезы-наемники, а со стороны Украины гуманисты-интернационалисты. При масштабах западной помощи и заверений западных лидеров помогать, пока это будет необходимо для победы, все идет к тому, что каждый украинский солдат получит по западной ракете и пушке ограниченной дальнобойности.
В воскресенье Мария Раддаз спросила Майкла Маккола, могут ли российские ПВО сбивать наши the F-16, и тот ответил, что могут. В той же программе принял участие советник Бадена по национальной безопасности Джейк Салливан, который сказал, что эти истребители и ракеты большей дальности не то, что сейчас нужно Украине по сравнению со «средствами наземного маневрирования» для «де-оккупации» южных и восточных районов страны. Майкл Маккол настаивал на своем, а когда Раддаз спросила, как законодательно обязать Байдена предоставить Украине то, что она просит, а точнее, требует, ответил, что «мы можем включить в билли о расходах приоритеты определенным системам вооружений, и намерены делать это». Китайскую угрозу он тоже не обошел и назвал «нечестивым союзом» сближение Си Цзиньпина с Владимиром Путиным и их предстоящую встречу по части возможных поставок России оружия, включая беспилотники. «Сегодня это Украина, а завтра может быть Тайвань», сказал он, не сказав ничего нового. Новое действительно сказать трудно, а старое не работает. Предстоящие соперники-однопартийцы Трампа, бывшие послы США в ООН Ники Хейли и Джон Болтон, бывший вице-президент Майк Пенс, бывший госсекретарь и директор ЦРУ Майк Помпео и сенатор Тим Скотт считают иначе. Флоридский губернатор Рон Десантис, которого прочат в основные соперники Трампа, по поводу масштабов помощи Украине пока не высказался, но в недавнем интервью каналу Fox News сказал, что по этой части у Байдена нет «стратегической цели». Новый спикер Палаты представителей республиканец Кевин Маккарти осудил «незаполненный чек» (“blank check”), как стали называть намерение Байдена тратить на помощь Украине неограниченные суммы. На стороне Байдена остаётся 81-летний лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл, но позиция Трампа в его партии не так сильна, как ему кажется, хотя слово «кажется» к Трампу не применимо, и в своих намерениях он всегда уверен. Вот и о намерении стать 47-м президентом, уже побывав 45-м, он объявил, будучи уверен в победе.