Пара гнедых

Парой гнедых я условно назвал двоих, чьи имена одновременно замелькали в эти дни в сводках новостей. Гнедые — это, как известно, лошадки красноватой масти. В данном случае речь пойдет тоже о красноватых, но только в смысле их идеологической ориентации, и не о жеребцах, а о людях, хотя что-то жеребячье в их норове есть, и распознается оно по взбрыкам.

Дмитрий Рогозин родился в 1963 году в Москве в семье генерала. Окончил факультет журналистики МГУ и Университет марксизма-ленинизма при Московском горкоме КПСС. Работал на ответственных должностях в Комитете молодежных организаций СССР, в 1993 году возглавил националистический Конгресс русских общин, потом того же направления партию «Родина», одно время был заместителем председателя Госдумы, «убежденный сторонник русского национализма с фашистским уклоном», как пишет о нем Википедия, за особые заслуги приказом директора ФСБ награжден именным оружием, автор книги, название первой главы которой звучит символично — «Моя борьба». В этой книге много фотографий, отражающих его жизненный путь, в том числе снабженная таким текстом: «С командующим вооруженными силами боснийских сербов генералом Радко Младичем мы обсуждали действия русских добровольцев в составе сербской армии, январь 1996, Ново-Сараево, штаб армии Республики Сербской Боснии и Герцеговины». Напомню: объявленный военным преступником за резню в Сараево Радко Младич находится в розыске, его выдачи добивается Гаагский трибунал, а там же, в Сараево, оказывается, был тогда и наш молодец с русскими добровольцами…

Личность довольно одиозная. «Всё, что стоит за Рогозиным, — это национал-социализм», — так отозвался о нем Чубайс, а по Жириновскому «Рогозин — трижды агент: Кремля, КГБ и Коминтерна. Трижды мерзавец». Характеристики неоднозначны, как и их авторы, но грани этой личности в них, очевидно, нашли отражение.

Некоторое время Рогозин, лишившийся «Родины» (которая без него влилась в «Справедливую Россию»), был не у дел, как вдруг в январе 2008-го приказом президента России Дмитрий Рогозин был выдвинут на пост постоянного представителя РФ при НАТО в ранге посла. Что интересно, натовцы его кандидатуру согласовали, хотя и не без колебаний, — «политик отличается жесткой антизападной риторикой». Прилетел новый постпред в Брюссель, вежливо представился, а уже через месяц взбрыкнул.

Его пресс-конференция в Брюсселе была посвящена косовской проблеме. Проблема, что и говорить, непростая. По ней имеются противоречия. Одни государства сразу признали независимость Косово, другие ни за что не признают, третьи с решением повременят, однако воевать там никто, кажется, не собирается — ни обиженная Сербия, ни Россия: для всех предпочтительно умиротворение посредством дипломатических поисков компромисса. Но Дмитрий Рогозин не дипломат, он парень крутой, с Радко Младичем был на дружеской ноге, поэтому ляпнул, что «процесс признания независимости Косово, возможно, спонсировался деньгами косовской наркомафии» и «… если Евросоюз выработает единую позицию или НАТО выйдет за рамки своего мандата в Косово, то эти организации вступят в конфликт с ООН, и тогда мы тоже, я думаю, будем исходить из того, чтобы нас уважали, нужно использовать грубую силу, которая называется вооруженной». Вроде как вырвалось у парня привычное «Ты меня уважаешь?» с готовностью отреагировать в случае чего, а то, что он теперь посол и совсем в другой компании, забыл.

Позже Рогозин стал объяснять, что его слова не нужно было воспринимать как угрозу, что они «предполагали иное прочтение», но слово не воробей. И вот уже заместитель Государственного секретаря США Николас Бернс, назвав высказывания Рогозина крайне безответственными, заявил: «Российское правительство должно выступить с официальным опровержением циничных и исторически необоснованных заявлений своего посла».

Очевидно, МИД России с Госдепом по своим каналам как-то это обсудят, но что более интересно, это реакция российских СМИ. Она обширна и разноречива, я процитирую лишь один комментарий — газеты «Коммерсантъ»: «О возможных неадекватных ремарках Рогозина и его несоответствии этой должности говорили еще до назначения бывшего лидера националистической партии «Родина» на ответственный пост. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, заявления такого рода вряд ли пойдут на пользу России, да и самому Рогозину в его дальнейшей работе на посту представителя России в НАТО… Политологи отмечают, что «высказывания Рогозина никогда не были серьезными и продуманными».

Эксперты в один голос говорят, что у президента России Владимира Путина, видимо, хорошее чувство юмора, раз он решил назначить на пост представителя России в НАТО человека, который сделал карьеру на пропаганде ненависти к этой организации. По мнению аналитиков, то, в какой форме делает свои заявления Рогозин, — «полная самодеятельность, не согласованная с Кремлем».

Самодеятельность — это да, конечно, но она, надо признать, исходит из риторики самого Путина, которую Рогозин, как ученик от учителя, по идее воспринимает, но, не обученный дипломатическому этикету, он оказался не в состоянии придать ей приемлемую для международного общения форму. А насчет чувства юмора российского президента, назначившего такого человека постпредом в НАТО, скажу, что если его не объявят там персоной нон грата, то это покажет, что НАТО это чувство юмора тоже присуще.

Теперь перейду к впечатлениям о другой персоне. Константин Сёмин родился в 1980 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье номенклатурного советского служащего, депутата горсовета, а в постсоветское время депутата городской думы Екатеринбурга, председателя избиркома, советника губернатора Свердловской области. Окончил там же факультет журналистики, причем еще задолго до окончания учебы в университете получил допуск на телевидение (сперва на областное, затем на всероссийское) в качестве корреспондента и сделал прямо-таки головокружительную карьеру: с 2004-го в возрасте 24 лет стал заведующим корпунктом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), да не в Екатеринбурге и не где-нибудь, а сразу в США. Проработал в Америке три года. Теперь он в Москве, ведущий программы «Вести» телеканала «Россия», практикуется в основном по линии антиамериканской пропаганды.

Недавно по телеканалу «Планета» я посмотрел его телефильм-страшилку «Империя добра» — про Америку, какая она кошмарная, злая, коварная, как старается разрушить Россию. Константин Сёмин там автор и ведущий, пропагандист и агитатор, старающийся вернуть телезрителя в атмосферу «холодной войны» и советского агитпропа.

Вещает с кажущейся достоверностью прямо из Вашингтона. Этот телефильм крутят сейчас по всем федеральным и региональным телеканалам России, его рекомендуют, расхваливают и бесплатно предлагают на ряде российских Интернет-сайтов, и миллионам российских граждан он, как в самые нехорошие советские времена, внушает ненависть к Америке.

За три года американской жизни Константин Сёмин, несомненно, увидел совсем не такую Америку, какой теперь он ее неискренне изображает, но тут сыграло с ним злую шутку чрезмерное рвение службиста — он самовозбудился и сам не заметил, как взбрыкнул и оскандалился.

Это случилось уже не в телефильме, а в прямом эфире программы «Вести». Комментируя события в Белграде, он высказался так: «Сегодня жители Белграда наверняка вспомнили другие митинги. Вспомнили, как бесновалась толпа, свергавшая старика Милошевича… Как обалдевшая от либеральных обещаний страна плачем провожала на тот свет западную марионетку Зорана Джинджича — человека, развалившего легендарную сербскую армию и спецслужбы, продававшего в Гаагу героев сербского сопротивления за абстрактную экономическую помощь и получившего за это заслуженную пулю».

Напомню, Зоран Джинджич стал первым демократически избранным председателем правительства Сербии, не имевшим коммунистического прошлого. Он возглавил кабинет министров в 2001 году после падения режима бывшего президента Югославии Слободана Милошевича и был убит в 2003-м в дверях служебного подъезда выстрелом из снайперской винтовки.

В прошлом году изобличенные в убийстве офицеры сербского спецназа были приговорены к лишению свободы на срок до 40 лет — это самое суровое наказание по сербским законам. И вот на стороне убийц выступил их московский единомышленник Константин Сёмин.

Посольство Сербии выразило протест и возмущение сюжетом российского государственного телеканала. «Комментарий журналиста Константина Сёмина… абсолютно неприемлем для Сербии», — говорится по этому поводу в заявлении МИД Сербии. Там также выражено возмущение по поводу «открытого одобрения погромов в Белграде», прозвучавшего в означенном комментарии. Сербские СМИ полнятся сообщениями об этом скандальном происшествии, во время последнего визита Дмитрия Медведева в Белград оно было неприятно для него упомянуто в беседах с ним сербского руководства, а хорошо знакомый с тамошней ситуацией бывший шеф Бюро РИА «Новости» на Балканах Сергей Грызунов интерпретировал комментарий Сёмина как «призыв к убийству нынешнего президента Сербии Бориса Тадича, бывшего в свое время заместителем Джинджича в руководстве Демократической партии Сербии».

«Это, — продолжил он, — призыв к пересмотру добрососедских отношений между Россией и Сербией, которую мы, с моей точки зрения, абсолютно правильно поддерживаем в ее претензиях по поводу одностороннего провозглашения независимости Косово. Более того, государственное российское телевидение оказало бесценную услугу косовским террористам, у которых теперь развязаны руки».

Сербия после Милошевича вышла на демократический путь. Ее славный народ достоин счастья и уважения в современном мире. Не может быть, чтобы сербская нация, столько уже испытавшая, вернулась к режиму, который решительно отвергла. Подтверждением курса на развитие демократии явились недавние президентские выборы. Сербия, несмотря ни на что, войдет в содружество западных демократий. Возможно, вместе с краем Косово, когда там наступит умиротворение.

Выдвиженцы типа Рогозина и Сёмина, сеющие вражду, как мне представляется, вредны России. Кому-то из нездравомыслящих они, конечно, привлекательны, но они опасны как провокаторы — необузданные, увлекающиеся и рвущиеся увлечь массы на любые скользкие пути, только бы прочь от той дороги, где надо догонять Америку, особенно же в смысле демократии.

«ДИП» — догнать и перегнать — был когда-то такой девиз в СССР. Этими буквами маркировались осваиваемые промышленностью первые токарные станки, грузоподъемные устройства и прочие технические новшества. В то время формировались и новые советские кадры, именовавшиеся выдвиженцами. Удачные были и неудачные, и рассказывали, помнится, такой про них анекдот:

Поехал в Америку нарком Микоян. Показали ему американцы конвейер: с одного конца заводят свинью, а с другого конца выдается готовая колбаса. Красиво, говорит Микоян, а в обратном направлении ваш конвейер работает? Нет, говорят американцы, чтоб из колбасы опять свинью сделать, такого еще не придумали. А мы, большевики, двусторонний конвейер придумали, говорит им Микоян: берем, дескать, дерьмо, р-р-раз, и выходит выдвиженец. Не оправдал доверия, тогда его назад, р-р-раз, и снова дерьмо!

Не вспомнят ли теперь в России этот старый анекдот?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора