Страдания любви

Если сложная ситуация кажется безысходной, то прежде всего следует помнить, что Всевышний посылает человеку испытания для его же блага. Потому главный вопрос, который мы можем себе задать, состоит не в том, как я могу манипулировать теми или иными людьми или обстоятельствами, а в том, во имя чего Всевышний посылает мне это испытание.

Если страдания постигают человека, то, говорит Талмуд, ему, прежде всего, следует проанализировать свои поступки, искать в неприятности проявление духовной закономерности сохранения энергии, меру за меру, ибо в наказании проявляется преступление.

Если человек искал и не нашел, то Талмуд называет это страданиями любви. Так же, как любящий отец иногда упрекает сына, так и Всевышний посылает испытания для нашего же блага, даже если нам в тот момент это непонятно.

Магараль из Праги объяснял, что страдания любви — это те страдания, которые наполняют сердце любовью. Преуспевающий человек может возгордиться, смотреть с пренебрежением на окружающих его людей. Но стоит ему самому испытать страдания, как он наполняется смирением перед Б-гом, любовью и состраданием к людям.

Развязка истории Йосефа и его братьев вдохновляет нас верой в то, что даже в безвыходной ситуации может быть выход! Необходимо быть искренним, прежде всего, с самим собой, проанализировать свою жизнь, признать и исправить ошибки и увидеть, как, изменяя мир внутри себя, вы кардинально меняете мир вокруг себя!

Признание истины

Казалось бы, жизнь Иехуды пришла к горькому финалу. Он не может вернуться к отцу в страну Израиля, оставив своего младшего брата Беньямина в египетском рабстве. Иехуда просил Яакова отпустить Беньямина в Египет и обещал, что тот вернется домой.

Министр хорошо принял братьев, сел с ними за стол и отпустил с миром домой. Не успели они уйти далеко, как стражи нагнали их и обвинили в краже бокала министра. К несчастью, бокал нашелся в мешке Биньямина. «Этого не может быть, ведь никто из братьев его не брал!»

Однако Иехуда не спорит и не оправдывается: «Б-г нашел вину слуг твоих», — говорит он. Вина эта состоит, конечно же, не в краденом бокале, а в продаже Йосефа! 

Еще раньше столкнувшись с жестоким отношением министра, братья тут же сказали друг другу: «Мы виноваты из-за брата нашего, потому что видели страдание его души, когда он умолял нас, но мы не послушали его; за что и постигло нас это горе».

Никогда не отчаиваться! 

Почему Йосеф не открывается своим братьям, почему посылает им испытания? Он знал, что им, детям Яакова, предстоит основать первую еврейскую семью, став основой народа Израиля. Для этого необходимо избавиться от зависти и ненависти между братьями и, преодолевая разгоревшийся конфликт, добиться прочного мира и единства в семье. Каждый должен признать и исправить свои ошибки. Значит ли это, что стоит человеку сказать «я больше не буду», как он совершил раскаяние? Маймонид писал, что «полное раскаяние» возможно лишь тогда, когда человеку представилась возможность вновь совершить грех, но он на деле, а не только на словах доказал, что исправился и стал другим, более совершенным, человеком. В этом-то и состоял замысел Йосефа, поставившего Иехуду перед испытанием: уйти ли ему домой, оставив брата Беньямина в рабстве? Двадцать два года назад Иехуда ушел, покинув Йосефа в яме. Его подобрали ишмаэльтяне и продали в рабство в Египет. Затем Иехуда смочил одежды Йосефа козьей кровью и показал их отцу, обманув его. Выберет ли Иехуда вновь путь предательства брата и обмана отца?

Иехуда выбирает истину и любовь, демонстрируя готовность к самопожертвованию во имя своего брата. Он на деле доказал, что исправился и стал другим. Иехуда рассказывает министру о пропавшем брате и говорит, что поручился за Беньямина отцу: «Пусть слуга твой останется вместо подростка (Беньямина) рабом, а подросток пусть вернется с братьями своими».

Увидев это, «Йосеф не мог больше сдерживать себя… Он поднял крик с плачем… И сказал Йосеф братьям своим: я Йосеф».

Герре Ребе в книги «Сфат Эмет» извлекает из этого места Торы великий урок. Стоит человеку, попавшему в кажущуюся безысходной ситуацию, встать на путь истины, признать свои ошибки и исправиться, как тьма превратится в свет. Стоило Иехуде проявить преданность по отношению к брату, как жестокий министр открылся, оказавшись любящим братом Йосефом!

Хофец Хаим говорил, что если человек отчаивается из-за тяжести страданий, долгого и горького изгнания нашего народа, которому не видно конца, то пусть вспомнит историю о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и возвышении в Египте, и сердце его наполнится верой… 

Двадцать два года Яаков не мог утешиться, ибо не знал, что же действительно случилось с его любимым сыном. Первые двенадцать лет Йосеф провел в тюрьме. Но почему он продолжал молчать и последние десять лет, даже став министром? Разве он не думал о страданиях своего отца? Из этого факта становится ясно, что и Йосеф исправился. 

Если кто-то с тобой поступает плохо, спроси: почему? Ты можешь извлечь из этого урок, обратив страдания в радость, а тьму — в свет… 

Художник Алекс ЛЕВИН

ArtLevin.com

Субботние свечи

Пятница, 30 декабря, 4:19

Окончание субботы 31 декабря в 5:20

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *