Чак Шумер. Фото: usnews.com
В пятницу Палата представителей, которую последнюю неделю контролируют демократы, после недолгих прений большинством 225:201 одобрила наш госбюджет, то есть проект закона о государственных расходах на следующий финансовый год.
Билл разрешает правительству истратить1,66 триллиона долларов на разные нужды, от 858 млрд. на военные и 787 млрд. на невоенные программы до 40 млрд. на борьбу со стихийными бедствиями. В новый бюджет заложены больше 15 млрд. долларов расходов на больше чем 7 200 разных мелких, в основном левых программ. На военную и прочую помощь Украине и нашим союзниками по НАТО в 2023 финансовом году, который закончится 20 сентября, разрешено истратить 45 млрд. долларов. 20 декабря обозреватель The New York Times Майкл Кроули написал, что «в гигантском билле о расходах, который опубликовал Конгресс, заложены больше 44 млрд. долларов экстренной помощи Украине, обновляя помощь обороне этой страны, тогда как российское вторжение приближается ко второму году». Кроули написал, что новая помощь на миллиарды долларов больше той, что президент Байден просил у Конгресса в ноябре, и сейчас вызывает тревогу своим масштабом, который беспокоит «некоторых республиканцев, а некоторые прогрессисты призывают к переговорам о мире». В пакет новой помощи входят почти 20 млрд долларов на вооружение и экипировку украинской армии и на обновление арсеналов украинского министерства обороны американским оружием. Какие-то суммы пойдут на усиление обороноспособности наших союзников по НАТО от возможной российской агрессии, будет усилено военное присутствие США в странах Восточной Европы. Об этом президент, он же главнокомандующий, Байден распорядился сразу после вторжения России в Украину, направив несколько тысяч наших военных в Польшу и Румынию.
За день до Палаты представителей этот билль был одобрен в Сенате 68 голосами против 29, и голосование в нижней палате Конгресса прошло в последний день перед возможным «шатдауоном» — прекращением временного финансирования работы правительства, хотя часть законодателей считают, что у них было мало времени для ознакомления с биллем, в котором 4 155 страниц, а окончательный текст они получили только во вторник. В пятницу законодатели поторопились с биллем о бюджете, желая успеть домой к Рождеству среди обрушившихся на Америку арктических холодов, и процедуру голосования обсуждали всего час. В отличие от Сената, где к 50 демократам присоединились 18 республиканцев, голосование в Палате представителей прошло в основном по партийной принадлежности, и из 213 республиканцев к голосующим «за» демократам присоединились только 9. Среди 218 демократов Палаты представителей билль о бюджете не поддержала нью-йоркская социалистка Александрия Окасио-Кортес, а ее единомышленница Рашида Тлаиб из Мичигана воздержалась. Из республиканцев за билль проголосовали ярые трампофобы Элизабет Чейни из Вайоминга и Адам Кизингер из Иллинойса, оба члены Специального комитета по расследованию событий 6 января прошлого года. К ним присоединились Джон Катко и Крис Джейкобс из Нью-Йорка, Родни Дэвис из Иллинойса и Джейми Батлер из штата Вашингтон, а также Брайен Фицпатрик из Пенсильвании и Стив Уомак из Арканзаса — единственные двое среди законодателей-республиканцев, которые в ноябре были перевыбраны на следующий срок и проголосовали за билль демократов.
Перед голосованием лидер большинства демократов Стени Хойер заявил, что этот законопроект важен не только для финансирования правительства, но и для того, чтобы показать, что правительство работает. «Я прошу всех своих коллег присоединиться ко мне и проголосовать «за», показав миру, что мы никогда не будем бездействовать перед лицом тех, кто считает, что может терроризировать мирных жителей, отбирать территории и безнаказанно совершать новые преступления», — сказал Хойер в ответ на скептицизм некоторых республиканцев по поводу объема расходов на помощь Украине. Билль пересматривает Закон 1887 года о подсчете голосов на выборах, чтобы затруднить отмену утвержденных президентских выборов, тем самым отвечая на такие попытки президента Трампа и его сторонников, а Русская служба «Голоса Америки» не преминула добавить « несмотря на поражение на выборах в 2020 году и попытку переворота 6 января 2021 года».
Как отметил Харис Алик, политический репортёр канала Fox News Digital при Конгрессе, большинство законодателей-республиканцев считают этот проект бюджета непомерно и неоправданно раздутым, который в лихую годину инфляции только увеличит 31 триллион долларов нашего госдолга. Это не помешало спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси назвать этот билль большим, «потому что нашей стране нужно большое». После голосования 82-летняя Пелоси, которая 3 января передаст молоток власти республиканцу, закрыла заседание финальной речью, которую назвала «возможно, последней в качестве спикера», и пожелала счастливых праздников, а также счастья, здоровья и безопасности в новом году различным группам, отметив две — евреев и афроамериканцев. «Счастливой Хануки, — пожелала она. — Счастливой Шванцы»… И тут вышла неувязка, до сих пор присущая Байдену, но не Пелоси, которая оговорилась, и на еврейский лад назвала «Кванза», ежегодный фестиваль афроамериканской культуры, который длится с 26 декабря по 1 января. Но, как гласит еврейский народный юмор, «кванца-шманца, лишь бы был здоров».
Предложные биллем размеры помощи Украине практически сомнений не вызывали, а лишь в очередной раз упоминалась необходимость контроля распределения и употребления этой помощи, будь то деньги, оружие или продовольствие. Техасский республиканец Чип Рой протестовал против отмены поправок к биллю, которые не дают правительству тратить деньги, которые потом придется одалживать, наращивая национальной долг. «18 республиканцев, которые поддержали демократов в Сенате, садятся в свои самолеты и летят домой, — сказал Рой, — а мы сидим здесь, пытаясь работать за них, не тратить деньги, которых нет, не раздувать инфляцию, не создавать 7 800 программ на 16 млрд. долларов на мелкие левые проекты по всей стране». С этим согласился и назвал «неприемлемым» даже лидер большинства демократов Стени Хойер, обвинив своих однопартийцев в Сенате в том, что итальянцы называют dolce far niente — «сладкое ничегонеделание». Как выразился Хойер, “по существу этот билль следовало провести в сентябре. Почему? А потому что финансовый год заканчивается 30 сентября, а новый начинается 1 октября».
В общем и целом, руководство республиканцев Палаты представителей предложенный билль не одобрило. Более того, лидер меньшинства Кевин Маккарти, который, скорее всего, с 3 января станет спикером, предположил, что Конгрессу следовало бы провести временный краткосрочный билль, который держит работу правительство на плаву до середины января. Это был хитрый, но явный ход, который дал бы республиканцам Палаты представителей нового созыва добиться от Байдена уступок. В интервью ведущей программы «The Ingraham Angle» на канале Fox News 13 декабря Маккарти сказал, что «у нас две недели, 14 дней до перевеса в переговорах», имея в виду 3 января. Тем не менее билль о бюджете в 1,66 триллиона долларов был одобрен обеими палатами Конгресса, после чего будет подписан президентом и обретет силу закона. «Этот законопроект, — заявил Джо Байден, — еще одно доказательство того, что демократы и республиканцы могут объединиться, чтобы принести пользу американскому народу, и я с нетерпением жду продолжения двухпартийного прогресса в предстоящем году». Как сказала бы Нэнси Пелоси, — кванца-шманца, был бы здоров».