Наш пастырь

7 Тишрея (2 октября) скончался раввин почти 99 лет. Больших откликов в СМИ это не вызвало — не теракт же и не политическое шоу. Но многим евреям, особенно русскоговорящим, стоит отнестись к этому более трепетно.

Рав Элиэзер Кугель родился 1 января (24 Тевета) 1924 в Тель-Авиве в семье профессионального пианиста рава Цви Кугеля и его жены Крейндл. Отец родом из Никополя («Города победы» на греческом) — отсюда в 1648 началось восстание Хмельницкого. Хотя евреев жило немного, но традиция есть традиция — и от погрома 11летний мальчик бежит в Крым. Здесь он познакомился с состоятельным евреем, тепло отнёсшимся и оплатившим Цви обучение в Вене, где тот подружится с великим кантором Йосселе Розенблатом. Ещё до I Мировой Цви перебрался в Палестину, неплохо зарабатывал музыкальными уроками. Когда родился единственный сын, отец уделял ему много внимания и времени.

Был в те времена милый обычай: ребята из ешив бежали в Эцель или Лехи (реже в Пальмах), нередко теряя по дороге кипу. Дабы гарантировать сына от «славной боевой участи», отец организовал обучение на дому — давал уроки сам и приглашал лучших учителей. Шалун почти не выходил со двора и, чтобы он не сошёл с ума, в доме заведены животные, курочек выращивали… Опыт общения с пеструшками пригодится раву Элиэзеру в деятельности преподавательской. Среди наставников — рав Менахем Мельчер, близкий ученик рава Хаима Брискера, которого папа отыскал и уговорил в его магазинчике. Деньги рав Менахем категорически не брал и максимальной «платой» были ивовые веточки на Суккот. Элиэзер выучил с ним, в частности, раздел Талмуда «Кодшим» и помнил на зубок до конца жизни; мог, коротая время перед операцией, по памяти рассказывать внуку детали жертвоприношений в Храме.

Рав Цви близок с выдающимся педагогом равом Элиягу Душницером, ездил к нему с вопросами по воспитанию и порой привозил сына. Позже Элиэзер, по совету великого Хазон Иша, начал учиться у рава Душницера в Петах-Тикве в ешиве «Ломжа». Его хеврутой (напарником в учёбе) стал племянник Хазон Иша рав Хаим Шмуэль Гренерман (1925-2015), один из крупнейших знатоков Торы поколения. Рав Душницер еженедельно давал юноше персональный урок мусара (этики), дополнительно занимался с ним и рав Шмуэль Розовский, славившийся исключительной ясностью объяснения сложнейших тем. Раз в год папа брал наследника на экзамен к кому-то из мудрецов, чаще всего к раву Финкелю, который очень полюбил Элиэзера и посылал его с «темами» к другим великим.

В итоге, когда в 23 года рав Элиэзер женится на дочери рава Юдалевича, внучке рава Арье Левина, он уже 6 раз глубоко (баиюн) изучил Талмуд. Началась семейная жизнь с колеля при ешиве «Мир», но стипендия там (как и ныне) мизерная, и вскоре семьянин перешёл учиться и преподавать в колель при «Махон Гарри Фишель» — учебное заведение, специализирующееся на подготовке даянов, религиозных судей. Уроки, ставшие весьма популярными, рав Кугель вёл в «Гарри Фишель» больше 60 лет!

Неожиданно «затворник юности» оказался прекрасным организатором, к нему обращаются за советом и помощью. Устанавливается тесная связь с дядей, ведущим нашим законодателем равом Йосеф-Шаломом Эльяшивым (тот женат на дочке рава Левина, рав Элиэзар — на внучке). Тогда же рав Кугель начал заниматься — на всю жизнь — приближением к Торе далёких от неё. По его инициативе сотни студентов ешив и колелей отправлялись в самые разные населённые пункты — давать уроки и помогать жителям. Начали возникать периферийные колели — в частности, рав открыл первый колель в Бейш-Шемеше. Начало 50-х — время большой алии из Марокко, правящие социалисты «не мытьём, так катаньем» старались отвадить «марокканцев» от Традиции. Рав Кугель создавал программы и учебные заведения в местах их компактного проживания. Требовались средств, рав десятилетиями тянул на себе эту лямку, через его руки проходили миллионы. Он был близок к «генеральному спонсору» всех еврейских проектов миллиардеру раву Ицхаку Вольфсону (1897-1991), но вскоре отошёл от него, считая, что деятельность учебных заведений должны определять на местах и спонсор не может в неё вмешиваться. Рав Кугель никогда не отказывался от принципов ради материальной поддержки.

Что же до личных богатств… Наследством от него осталась двух с половиной комнатная квартира, купленная ещё его отцом, и ноль на счетах. За 75 лет общения с астрономическими суммами и широчайшей общественной и организаторской деятельности к рукам не «прилипло» ни агоры.

Любопытный штрих: к Хазон Ишу (1878-1953) «разбойник» нередко залезал… через окно. Жена мудреца не любила, чтобы супругу мешали, она приговаривала: «его учёба — это и мой Будущий мир» — и Хазон Иш потихоньку открывал заднее окно, они учились и решали вопросы шёпотом… Вообще, почести раву Элиэзеру были совершенно безразличны: «мы здесь, только чтобы выполнять волю Всевышнего».

Он оказал человеку большую услугу, ешиве что-то от того потребовалось. «Папа, позвони же ему! — Мне неудобно, он ничего мне не должен, ведь не я, а Б-г ему помог». В другой раз его сильно обидели, рав сел, подумал и произнёс: «давай разберёмся, а может быть, он прав?». Шутил: «я не люблю ходить в два места: туда, где раздают конфеты и на демонстрации. За конфетами я окажусь последним в очереди и мне не хватит, а когда демонстрантов станут бить, я — первый». Политики чурался, сам рав Шах не смог уговорить его войти в Совет Мудрецов новой партии — «я не хочу отвечать перед учениками за поступки политиков».

«Русскими» занялся почти случайно — сын рав Авраам открыл (с помощью папы) колель, захотел привести крупного знатока Торы — и папе пришлось стать главой ешивы «Швут Ами», на 40 лет «главной кузницы» русскоговорящих раввинов; большинство наших нынешних лидеров — её выпускники. Рав Элиэзер — один из духовных руководителей движения «тшувы», возвращения к своим корням евреев из СССР. Он не только учил, но и сохранял связь с бывшими воспитанниками, помогал в жизненных делах, открывал ешивы в СНГ, посылал ребят на периферию (я сам занимался в Беер-Шеве у его ученика рава Хаима Бурштейна), организовывал семинары… всего не перечислить; многие его дети и внуки участвуют в этой подвижнической деятельности. Моим зятю и дочке он тоже давал советы по воспитанию — все ученики оставались его «семьёй». Последнее время занимался алией из Франции, хотя колели открыть не успел…

Обратите внимание: с нами, желторотыми, возился князь Торы, человек, при ком вставал рабби Хаим Каневский (1928-2022), «символ Торы» последних поколений. Невысокого роста, скромный, с неизменной улыбкой и очень добрым лицом, он подолгу держал в руке руку собеседника, излучая любовь и искреннее внимание. Жизнерадостный оптимист, рав всегда подчёркивал, что Б-г нас любит и хочет нам добра. Он жил как говорил, до последних дней видел лучшее — будучи уже очень слабым, сохраняя полную ясность ума…

Рисунок9Много лет рав Каневский упрашивал друга показать ему записи уроков рава Душницера — рав Кугель неизменно отказывался, опасаясь, что не всё записал верно — пару лет назад согласился, видимо, предчувствуя, что скоро сам рав Душницер исправит неточности. В нём не было ни малейшей рисовки, рав Элиэзер «равен самому себе» — может быть, поэтому он находил поддержку своим проектам, даже нестандартным: спонсоры ему доверяли. Так, его детище — иерусалимский Технологический институт алахи, исследующий применение законов Торы в условиях современных технологий и создающий «кошерные приборы». 

Он ничего не делал для себя, но всё — для Б-га; это и было его «для себя». Пятикнижие называет Моше «слуга Б-га», Авраама — «огави» (любимый Мной или любящий меня)…

Мне кажется, главное свойство истинного праведника (и настоящего злодея): цельность, единство намерений, слов, чувств и поступков. О раве Элиэзере Кугеле тоже можно написать, как о дедушке его жены, книгу «Праведник нашего времени». Эта недостижимая цельность, искренность — наверное, главное наследство ученикам его учеников.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,14 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Наш пастырь

  1. Сколько замечательных Еврейских умов эти учителя спрятали от науки и развития цивилизации.
    Ведь среди этих молодых Еврейских парней могли быть новые Энштейны и другие Научные и технологичные умы, или талантливые Художники или Литераторы.
    Бедные еврейские дети. которым не дали нкайти себе Свою Их индивидуальную Дорогу в жизни.
    Эти Учителя их загнали в свое религиозное Гето. и не дали свободно жить

Обсуждение закрыто.