«Спаси меня от руки Эйсава, от руки брата моего», — с этими словами молитвы обратится Яаков ко Всевышнему перед встречей с ненавидящим его братом Эйсавом. Всем известно, что Эйсав брат Яакова. Так зачем же ненужное повторение? Нет, это не повторение, а две разные просьбы. «Спаси меня от руки Эйсава, который угрожает мне мечом войны, — начинал свою молитву Яаков и продолжил. — Спаси меня от руки брата, который протягивает мне руку дружбы лишь для того, чтобы сделать меня подобным себе!»
«Б-же, спаси нас от друзей, с врагами мы сами справимся!» — говорят люди, понимающие, что плохой друг может быть опаснее врага. Как важно не дать себя обмануть. Но также важно, даже оказавшись среди обманщиков, не стать лжецом…
Чего опасаться человеку, попавшему в дурную компанию? Он может стать жертвой зла или стать частью зла. В столкновении со злом всегда есть две опасности: одна очевидная, а другая скрытая; одна физическая, а другая духовная.
«…Всевышний, спаси душу мою от уст лжи, от языка обмана, — писал царь Давид в «Песнях Восхождения», в 120 псалме, одном из пятнадцати, которые левиты пели, восходя на 15 ступеней Иерусалимского Храма. Царь Давид молил Всевышнего не только о том, чтобы не быть обманутым, но и о том, чтобы не стать самому лжецом, несмотря на то, что «живет среди ненавидящих мир» лжецов. Давид попал в плен и, чтобы спасти свою жизнь, притворился сумасшедшим. Это была ложь во спасение. Однако даже такая ложь может оказать влияние на душу человека. Впервые человек солжет во спасение, но, встав однажды на скользкий путь лжи, перестанет ощущать внутреннюю необходимость не лгать, и в дальнейшем будет обманывать без причины. Потому царь Давид просит спасти именно «душу» от лжи и обмана. Мудрецы учат нас, что эти слова впервые произнес Яаков, когда был вынужден подчиниться указанию матери и обмануть отца, чтобы получить благословение первородства. Яаков опасается, как бы произнесенная им ложь не проникла в его душу, не стала частью его. Поэтому он просит Всевышнего «избавить душу его от уст лжи, от языка обмана». Смысл жизненного испытания Яакова состоял не только в том, сможет ли он, кристально честный человек, «солгать во спасение» и стать борющимся со злом воином, но и в том, сможет ли он, несмотря на эту вынужденную ложь, все же остаться честным. Теперь мы начинаем понимать смысл испытаний Яакова в доме обманщика Лавана.
Слово Лаван на иврите означает «белый». Но «белым» Лаван был только снаружи, скрывая свое «черное» нутро. Как вы понимаете, “не все золото, что блестит”. Двуличие делало Лавана опасным врагом. Лаван обнимал Яакова, когда тот пришел к нему в дом. Однако в действительности он обыскивал Яакова, пытаясь найти драгоценности, которые, как он думал, спрятаны в его одежде.
Яаков хотел взять в жены дочь Лавана, Рахель. Но Лаван сначала предложил порабощающие условия — семь лет работы за нее, а затем обманул и дал ему в жены другую дочь, Лею. Когда же Яаков возмутился обманом, Лаван отдал ему Рахель за дополнительные семь лет работы. Лаван продолжал обманывать Яакова двадцать лет, стремясь не допустить того, чтобы Яаков заработал достаточно денег и смог уйти из этого рабства. Не случайно в Пасхальной Агаде говорится, что Лаван опаснее Фараона: «Фараон хотел уничтожить мальчиков, Лаван же хотел уничтожить всех», он стремился к духовному порабощению всех евреев в самом начале истории.
Как будет относиться Яаков к Лавану, который обманывал его на протяжении стольких лет? Возможно, что кто-то и позволил бы себе относиться к Лавану так же, как Лаван относился к нему, говоря: «С волками жить — по-волчьи выть». Кто-то, но не Яаков, который не хочет лгать не только из уважения к другому человеку, но, возможно, в первую очередь из уважения к себе самому, к своей душе. В этом и состояло испытание Яакова на честность в доме обманщика Лавана.
Когда Яаков в конце концов бежит со своей семьей, Лаван бросается за ними вдогонку. Когда он настигает их, Яаков обращается к Лавану: «В чем проступок мой, в чем грех мой, что ты преследуешь меня?».
Яаков был пастухом Лавана. Если пастух теряет овцу из-за своей халатности, он несет ответственность перед хозяином и должен возместить ему потерю. Однако если волк растерзал овцу или вор украл козу, он не должен возмещать потерь хозяину. Почему же растерзанное или украденное животное было убытком пастуха Якова? «Пусть всегда человек говорит истину в сердце своем», — сказано в утренней молитве. Что означают слова «истина в сердце»? Талмуд рассказывает о ребе, который стоял у прилавка и произносил слова молитвы. К нему подошел покупатель и предложил цену за товар. Ребе не ответил, потому что продолжал молитву. Тогда покупатель начал поднимать цену. Когда, наконец, ребе смог ответить, то отказался принимать повышенную цену, а настоял на той цене, за которую был готов продать товар «в своем сердце», и посчитал своей обязанностью предложить эту заниженную цену. Быть человеком, который говорит истину в сердце своем, — это значит не обманывать прежде всего, себя самого.
Яаков знал свои силы. Когда он только направлялся к Лавану, то увидел пастухов, которые беспомощно стояли перед колодцем воды, закрытым тяжелым камнем. Яаков смог один приподнять этот камень. То, что для всех людей было простительно, Яаков считал своей халатностью, своим недосмотром, относясь к работе с предельной честностью и требовательностью к себе. Несмотря на то, что Лаван обманул его и продолжал постоянно хитрить, Яаков выдержал испытание и остался честным человеком.
Художник Алекс ЛЕВИН
ArtLevin.com
Субботние свечи
Пятница, 9 декабря, в 4:10
Окончание субботы 10 декабря в 5:11