Фото: glavred.info
Вторжение России в Украину и ущерб, который оно наносит, привели к беспрецедентному набору международных инициатив по привлечению к ответственности российских войск, виновных в зверствах, совершаемых на украинской территории.
Все эти инициативы, безусловно, выльются в новый Нюрнбергский процесс над российскими властями. Работа по объединению усилий разных стран и международных структур в этом направлении уже ведется, рассказала Бет Ван Шак — посол США по особым поручениям в сфере международной уголовной юстиции. «Агрессия против Украины — это очевидное нарушение Устава ООН, и у нас есть все множащиеся доказательства того, что эта агрессия сопровождается систематическими военными преступлениями, совершаемыми в каждом регионе, где были размещены российские войска», — отметила Бет Ван Шак на брифинге для журналистов. Она подчеркнула системность военных преступлений российской армии на Украине — пытки, убийства мирных жителей, казни военнопленных и гражданских, сексуальное насилие над женщинами и детьми, насильственное переселение, фильтрационные лагеря, где украинцы подвергаются физическому и психологическому насилию, — все это, «очевидно, указывает на новый Нюрнберг». «Как союзники в конце Второй мировой войны вместе реализовали первостепенную задачу восстановления справедливости, открыв новую эру ответственности за то, что на тот момент было худшим из преступлений, которые только можно себе представить, так сегодня нам выпадает задача привлечь тех, кто несет ответственность за военные преступления и другие злодеяния, что мы наблюдаем на Украине», — сказала она, добавив, что мир никогда не был так сплочен, как сейчас, в вопросе привлечения к ответственности российского руководства за это «ужасное нарушение международных норм». Бет Ван Шак не стала отвечать на вопрос о том, считают ли США президента РФ Владимира Путина виновным в военных преступлениях в Украине. Но отметила, что, по международным законам, положение об ответственности руководителей за преступления, совершенные подчиненными, позволяет прокурорам «идти до самого верха командной вертикали». Расследованиями преступлений в Украине занимаются несколько национальных и международных организаций: Международный уголовный суд в Гааге (МУС), ООН, европейские страны создали совместную следственную группу. Однако ни одна из существующих структур не имеет возможности провести процесс по делу о преступлении агрессии, по которому можно было бы привлечь к ответственности высшее руководство России (как это было сделано с лидерами нацистской Германии). Поэтому юристы и некоторые страны призывают к созданию специального международного трибунала.Накануне Парламентская ассамблея НАТО признала Российскую Федерацию страной-террористом и призвала к созданию специального Международного трибунала для военных преступников.
Жанна МОРОЗОВА, 9tv.co.il
Параллели с Нюрнбергом нужно проводить весьма осторожно ввиду ряда бросающихся в глаза принципиальных различий.
Тогда агрессорами и военными преступниками были обе стороны, причем, главные преступники вместо скамьи подсудимых заняли места обвинителей, а по совместительству и судей. Сейчас же агрессия и военные преступления исходят только от одной стороны, она же непременно и должна сидеть на скамье подсудимых и только там.
Главное же — абсолютно противоположные цели.
Идея мировой революции миру не понравилась, инициируя же свою нюрнбергскую затею, Сталин добивался забвения преступного характера своего режима, оправдания своей агрессивной пропитанной военными преступлениями политики, предания ей «освободительного» имиджа и обеспечения ее продолжения. Далее и везде мир должен был считать кремлевских агрессоров и преступников «освободителями», а их жертв — «преступниками». Нельзя не заметить, что в этом же сталинском духе и действует Путин, «освобождая» один народ за другим и мечтая о липовых судах, но реальных казнях их лидеров.
Сейчас же стоит противоположная задача: преступники должны быть не поощрены, а наказаны, причем, не только во имя сиюминутной справедливости, но и чтоб другим неповадно было.