В ноябре 2003 года в газете «Первая крымская» было опубликовано интервью с выдающимся иллюзионистом Игорем Кио. Журналист, который назвал интервью «Осенний маг и волшебник», оказался провидцем — спустя три года Игоря Кио не стало, и вместе с ним ушла в прошлое целая династия иллюзионистов.
Даже в конце 20-х годов прошлого века в российских, и не только, городках проводились многолюдные ярмарки, на которых можно было увидеть театрализованные представления.
Участвовал в ярмарках и начинающий иллюзионист Эмиль Кио, демонстрировавший на своих представлениях «уничтожение закона о силе тяжести».
Однако в начале 30-х годов большевики начали организованно бороться с безыдейной «балаганщиной». Одним из первых, кто попал под раздачу, оказался Эмиль Кио. В одной из большевистских газет была опубликована статья под названием «Балаган на Невском». Автор статьи гневно обвинял Кио в распространении чуждой, мелкобуржуазной культуры. Он даже обратил внимание читателей на то, что Кио выступает в чалме, а не в косоворотке, а его ассистентка в платье, а не в сарафане. Понятно, что компетентные органы немедленно заинтересовались личностью иллюзиониста.
Агитатор
с дипломом «Адской академии»
Эмиль Теодорович Кио (настоящая фамилия Гиршфельд-Ренард) родился 11 апреля 1894 года в Москве. С 16 лет он подвизался в театре «Одеон» сначала в качестве рабочего сцены, а затем и актера. Октябрьскую революцию труппа театра встретила в Киеве, куда выехала на гастроли. Вскоре театр оказался в Варшаве, где и прекратил свое существование. Эмилю удалось устроиться в цирк Чинизелли, где он работал билетером, кассиром, униформистом, а иногда и берейтором — помощником дрессировщика лошадей. Накопив денег, он приобрел в магазине фирмы «Конради-Хорстер» оборудование для профессиональных иллюзионистов, а заодно окончил существовавшую при магазине школу под названием «Адская академия». В ней всего лишь обучали работе с иллюзионной аппаратурой.
В Европе в те годы иллюзионистов было с избытком, так что Эмиль, взявший себе запоминающийся и загадочный псевдоним Кио, предпочел в 1921 году вернуться на родину. Несколько лет он беспрестанно колесил по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, но к началу 30-х годов подготовил несколько эффектных номеров, в том числе «Дама в воздухе», которые с успехом стал показывать в Москве и Ленинграде.
Прием лилипутов
в комсомол
Отдав должное веяниям времени, Эмиль Кио уже в 1939 году подготовил большое театрализованное представление, в ходе которого демонстрировал зрителям два десятка фантастических трюков, которые тогда не мог повторить никто в мире. Достаточно вспомнить его знаменитый фокус со львом. На манеж вывозили большую железную клетку, в которую Кио запирал одну из ассистенток. Клетку на несколько секунд накрывали легкой материей, а затем, когда клетка открывалась, публика с ужасом видела: вместо ассистентки по клетке мечется разъяренный лев.
Цирковые номера в программе Кио чередовались в быстром темпе, что требовало согласованной работы всех его ассистентов, в том числе и ансамбля лилипутов. Авторитет Эмиля Теодоровича в цирке был непререкаемым. Однажды его пригласили в партком, где намекнули, что никто из лилипутов не является членом ВЛКСМ. В тот же день все лилипуты написали заявления. Когда первого из них в райкоме спросили, почему он решил вступить в ряды славного ленинского комсомола, тот простодушно ответил: «Кио сказал, я и решил». Больше вопросов не было.
Эмиль Кио скончался в 1965 году, сразу после своего выступления в киевском цирке. К тому времени его заслуги были по достоинству оценены во всем мире. Международная артистическая ложа присудила ему золотую медаль, а Лондонский магический клуб, объединяющий фокусников-профессионалов всего мира, избрал советского иллюзиониста почетным членом. На доске славы этого клуба первым записано имя Эмиля Кио. Никто в мире не сомневался в том, что его сыновья — Эмиль и Игорь — с честью продолжат дело отца, тем более что они с детских лет участвовали в его представлениях.
В проруби Останкинского пруда
Почему Игорь Кио не уехал из страны, последовав примеру своего брата Эмиля, который с 1992 года работает в Японии и, кажется, уже не собирается возвращаться на родину? Игорь Эмильевич просто не мог допустить, чтобы Россия забыла династию Кио. Он заявлял, что может повторить любой номер Копперфильда и даже пролететь над Красной площадью. Для этого ему нужно было $2 млн., но спонсоры на осуществление проекта так и не нашлись. Их можно было понять — эти затраты должны были окупиться, а кто готов заплатить хотя бы $50 за то, чтобы лицезреть двухминутный полет Игоря Кио? Возможно, в Америке этот номер и собрал бы зрителей, но только не в бедной России. Кстати, билеты на шоу Копперфильда стоят $100 — 200, а в его команде работают 75 человек — ровно столько же, сколько было у Эмиля Кио-старшего.
Кроме того, российские спонсоры помнили эффектный, но не очень удачный трюк Игоря Кио, который был исполнен в 1993 году в прямом эфире популярной телепрограммы «До и после полуночи». В присутствии пятидесяти тысяч человек иллюзиониста связали, набросили на него мешок и засунули в сундук, который со всех сторон обвязали веревками. После этого сундук с вертолета сбросили в прорубь Останкинского пруда. Через пять минут, когда никто не показался на поверхности воды, народ решил, что Игорь Кио погиб. Велико же было разочарование публики, когда он выехал к ней на белом «Мерседесе». Это, конечно, было ошибкой. Гарри Гудини, номер которого повторял Игорь Кио, тоже мог использовать муляж, но он всегда выныривал из проруби, а не приезжал невесть откуда на лимузине. В толпе единодушно решили, что и по Красной площади будет летать манекен, а вовсе не сам Игорь Кио.
В августе 2006 года по телевидению транслировался фильм о Галине Брежневой, на которой Игорь Кио когда-то был женат. Их брак просуществовал всего 9 дней, после чего, по требованию Леонида Брежнева он был расторгнут. Игорь Кио в этом фильме упоминался лишь в качестве одного из многочисленных любовников и мужей Галины Брежневой…
К сожалению, великий иллюзионист Игорь Кио скончался в расцвете лет и таланта.
«Первая крымская»