Фото: vesty.co.il
На состоявшихся в Израиле выборах в Кнессет правый блок получил 64 мандата из 120, иначе говоря — парламентское большинство с запасом. Сторонники сильного и независимого национального еврейского демократического государства победили! Приятным бонусом стало и то, что самая радикально левая (МЕРЕЦ), а также самая антиизраильская (Балад) партии вообще не сумели преодолеть электоральный барьер.
Главным фактором, определившим такой итог, очевидно, стал раскол в левом блоке, где было, по меньшей мере, пять партий, рискующих не преодолеть электоральный барьер. Временно исполняющий обязанности премьер-министра переходного периода Яир Лапид легкомысленно упустил возможность объединить их в два заведомо проходных блока (радикально левый и общий арабский).
В отличие от Лапида, Биньямин Нетаниягу построил все мелкие фракции своего блока в два электорально надежных списка, объединив в один блок всех правых и уговорив пойти вместе ашкеназских ультраортодоксов (самых строптивых утолкали к сефардским ортодоксам).
В результате партии правого блока не потеряли голоса, а в левом блоке, как уже было сказано, не досчитались двух партий.
Вторым фактором стал успех кампейна, направленного на тех сторонников правых партий, которые в прошлый раз поленились прийти голосовать. Практически все агитационные ресурсы были брошены исключительно на них — сторонников правых партий на периферии и в ультраортодоксальных городах. Возможно, это было рискованное решение, но, как мы видим, оно себя оправдало.
И, наконец, еще одним крайне важным стратегическим шагом стало решение обеспечить с помощью наблюдателей от правых партий масштабный контроль на арабских избирательных участках. Похоже, именно этот шаг помог избежать там гигантских фальсификаций и подтасовок.
***
Все это означает, что народ Израиля получили шанс уберечь страну от продолжения обвала в экономике и сфере безопасности. Теперь у Нетаниягу, формирующего своё шестое правительство, есть возможность создать относительно гомогенную правую коалицию, способную провести долгожданные и необходимые юридические реформы, возвращающие систему сдержек и противовесов между ветвями власти — критическое условие для оздоровления израильской парламентской демократии.
***
Проигравшая, исключительно по собственной вине, левая сторона уже развернула уродливую кампанию запугивания общества якобы грядущей катастрофой, якобы неминуемо следующей за приходом к власти правых партий. Сторонники левоарабского блока вернулись к своей обычной практике, заполошно голося о «наступлении в Израиле Ирана», они запугивают израильтян и подрывают позиции нашей страны на международной арене через своих идеологических союзников в США и Европе, доказывающих, будто бы к власти в еврейской стране пришли фашисты и враги демократии, хотя в реальности угрозы личным свободам и правам человека в Израиле традиционно исходят исключительно слева.
Нетрудно предположить, что язык ненависти к победителям скоро опустится до невиданных прежде глубин низости и лжи. Новая оппозиция скроена из идеологически совершенно чуждых друг другу рассорившихся фракций и политиков, до сих пор удерживавшихся вместе одной лишь ненавистью к Нетаниягу. Эффективной оппозиции из этого не сложить. Зато у противников новой коалиции есть мощные внепарламентские ресурсы: клика высших чиновников, прежде всего в прокуратуре и судах, СМИ и союзники (покровители) в администрации Байдена и ЕС. Теперь все они будут мобилизованы. Израильское общество ждут месяцы запугиваний, давления и бойкотов со стороны всех этих прогрессивистских сил.
Впрочем, если американский народ нас не подведет и обновит через несколько дней состав Конгресса, лишив враждебных нам демократов большинства в обеих палатах, нам станет гораздо легче дышать.
***
Перед Нетаниягу стоит нелегкая задача укомплектовать правительство так, чтобы оно простояло вопреки давлению и бойкотам хотя бы года три — три с половиной и при этом оправдало возлагаемые правым лагерем надежды на фундаментальные государственные реформы.
В ближней перспективе можно, как минимум, ожидать шагов, направленных на подавление волны террора и сокращение инфляции.
В списке же потенциальных судьбоносных прорывов — ряд важных юридических реформ, направленных на возвращение полномочий Кнессету и правительству, присвоенных сегодня кликой высших юридических чиновников, упрочение нашего присутствия в Иудее и Самарии, возвращение к активной внешнеполитической повестке, включая мирный договор с Саудовской Аравией, и другие положительные изменения.
Иначе говоря, у нас теперь есть веские причины с оптимизмом смотреть в будущее.
Будем смотреть.
Непонятно, почему такое устойчивое правительство, без внутренних противоречий, не может простоять весь свой срок.