Интервью с Гершоном Зильбером
Я медленно шел по тихим улицам Белгравии, фешенебельного района Лондона, собираясь взять интервью у Гершона Зильбера. Удивительно, но я совершенно не заметил, как опустился лондонский туман и целиком окутал меня, как бы стирая границы времени между моим собеседником и его знаменитыми предками, в особенности его двумя дедушками: равом Борухом Розенбергом – главой ешивы «Слободка», и равом Ицхаком Зильбером, который не нуждается в представлении русскоязычным читателям. О раве Ицхаке говорили, что он мог находиться в нескольких местах одновременно: организовывать гет в Хайфе, навещать больного в больнице Шаарей Цедек в Иерусалиме, и тем же вечером ставить хупу ученику в Иерусалиме. Пока я беседую с моим визави, меня не покидает ощущение дежа вю: Гершон Зильбер – международный бизнесмен, только вчера прилетел из Израиля, сегодня радушно принимает меня в Лондоне, а завтра уже улетает в Будапешт. Невозможно не отметить диссонанс между его молодым возрастом и его близостью к Гедолим, великим наставникам Израиля, многие из которых принадлежали к предыдущим поколениям, и с большинством из которых у него есть родственные связи. Двухчасовое интервью пролетело на одном дыхании; мы прощаемся, а я еще долго стою под моросящим дождем, подсознательно не желая выпускать из рук невидимую нить, соединившую нас на короткое время с величайшими раввинами прошлого столетия.
– Вы выросли в тени многих Гедолим, можете рассказать какую-нибудь историю, которая характеризовала бы Вашу семью?
Я расскажу историю про моего двоюродного деда, рава Хаима Крайзвирта из Антверпена. Он был зятем великого рава Авраама Гродзинского – единственным из его зятьев, который женился при его жизни. Двумя другими его зятьями были рав Шломо Вольбе и мой дедушка – рав Борух Розенберг.
В 1947 г., по настоянию Хазон Иша, рав Ицхак Айзек Шер восстановил ешиву «Слободка» в Бней Браке. На должность Рош ешивы (главы ешивы) он выбрал рава Крайзвирта. Это было очень почетным предложением, и рав Крайзвирт стремился как можно скорее приступить к исполнению своих новых обязанностей. Через некоторое время, в силу ряда причин, рав Шер поменял свое мнение и назначил моего дедушку, рава Розенберга, на должность Рош ешивы вместо рава Крайзвирта. Я думаю, что никто бы не осудил рава Крайзвирта, если бы он проявил горечь обиды в адрес своего шурина, получившего работу вместо него, и отдалился от его семьи. Но все произошло с точностью до наоборот: он остался хорошим другом моего дедушки, и на протяжение последующих пяти десятилетий после этой истории наши семьи были очень близки, рав Крайзвирт очень сильно помогал нам, прилетал на наши семейные торжества и ни разу за более чем 50 лет не упомянул об этой истории.
Мы видим, как иногда целые поколения родственников не разговаривают друг с другом из-за сущих пустяков – нескольких обидных слов или неправильно понятых поступков. В моей семье даже серьезные разногласия решались через уступки, со взаимным уважением. Мои родные были очень большими знатоками Торы, и в то же время гигантами добрых черт характера – никогда не концентрируясь на мелочах, они всегда смотрели на всю картину, о них можно аллегорически процитировать «а голова его достигает небес». С этой историей я живу и стараюсь применять в моей жизни.
– Вы были близки к Вашему другому деду – раву Ицхаку Зильберу?
Да, и он очень любил меня. У меня была уникальная возможность очень близко общаться с ним, наблюдать его со стороны, которую могли видеть только самые близкие люди. Рав Мойше Шапиро как-то сказал, что самоотверженность, которую дедушка проявлял в Советском Союзе, можно уподобить той, что проявили Хананья, Мишаэль и Азарья во времена Невухаднецара, а рав Эльяшив публично называл его одним из 36 праведников мира. Я же удостоился видеть его доброу, скромность, простоту и доступность. Он был мудрецом Торы, но держал себя настолько просто, что, казалось, он совершенно не принадлежит себе самому – он полностью отдавал себя на помощь людям. Он пережил ад Советского Союза, но остался невероятно чистым и открытым…
Он совмещал подход Слободки и Новардока, у него была только Тора, и все; ничто другое не руководило его жизнью, но в то же время он был совершенно нормальным человеком и получал большую радость от всего, что он делал! Он мог вбежать в дом, возбужденно говоря моей бабушке: «Я организовал сегодня четыре обрезания, ну скажи, разве я не заработал четыре миллиарда долларов сегодня?», а моя бабушка, которая была очень прямая, как солдат, отвечала: «Ну и где эти деньги? Неси уже домой!» Он совершенно не был аскетом, он умел радоваться жизни. Например, он мог купить себе мороженое, если чувствовал, что это поможет поднять его настроение, он радовался любым мелочам. Как-то дедушка летел на самолете, и когда принесли еду, взволнованно спросил своего попутчика: «Вот скажи, когда Шломо был царем в Иерусалиме, была у него такая хорошая еда, ел он так вкусно?»
Однажды он выступал где-то в Америке и сказал следующее: «Если бы чистые ангелы были спущены в этот мир в 1917 году и должны были пережить революцию, погромы Петлюры и Деникина, гражданскую войну, где было убито 300 000 евреев; коллективизацию, когда у крестьян отняли землю и сослали в Сибирь, акты новой власти, немедленно закрывшей еврейские учреждения и посадившей за решетку тех, кто преподавал Тору, репрессии 1937 года, когда миллионы людей были убиты без причины, а многие другие отправлены в тюрьмы и лагеря, откуда вернулись очень немногие; гитлеровскую оккупацию, когда 90% евреев Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины были уничтожены, блокадный Ленинград, где умерло более миллиона человек; а после войны – обвинения в «космополитизме» и суды над еврейскими врачами – тогда, я уверен, от тех ангелов ничего бы не осталось. Но в России, несмотря ни на что, были евреи, которые рисковали жизнью ради соблюдения Шаббата, кашрута, законов супружеской чистоты, которые учили детей Торе, выполняли заповеди – и выжили. Каждый шаг был опасен, и каждый час свободы был спасением».
Из-за своей скромности он не сказал, что говорит о себе. Но он не только выжил, но и единолично вернул целое поколение русскоязычных евреев к Торе, а позже в своей жизни основал организацию «Толдот Йешурун» – ее сейчас возглавляет мой отец, который возвращает к Торе тысячи и тысячи людей после 70 лет полной тьмы. Я не могу адекватно описать рава Ицхака Зильбера, я знаком с многими большими раввинами, но за всю свою жизнь не встречал таких людей, как дедушка.
– Изменила ли Вас как-то близость к раву Ицхаку?
– Да, безусловно. Он научил меня совершенно по-другому ценить людей. Около 10 лет он давал урок в Неве-Яакове нескольким пожилым женщинам, которых через некоторое время осталось всего две. Мы живем в очень прагматичном мире, и зачастую даже большие раввины делают расчеты, кто достоин их времени, а кто нет – если к ним пришел молодой человек или интеллектуал, то он достоин внимания, а две пожилых женщины – у кого есть на них время? У дедушки не было таких расчетов, каждый человек был бесценен. Ему никогда не приходило в голову прекратить этот урок, он добросовестно продолжал давать его много лет. (Интересно, я недавно видел алахическое постановление Хазон Иша о такой же ситуации, которое приводит Рав Ицхак Колодецкий в Кунтрес Хаим Вехесед. У Хазон Иша спросили если есть обязанность давать урок, на котором будет присутствовать всего один человек. Хазон Иш постановил, что урок необходимо провести, поскольку «человек, который слышал слова Торы, уже совсем другой человек. Это разница между небом и землей!» )
Однажды рав Зильбер он был в доме рава Финкеля, и маленькая девочка, одна из внучек хозяев, игриво загородила ему дорогу, не давая ему пройти. Он поднырнул и проскользнул под ее рукой. Девочка так хочет? Тогда я буду играть по ее правилам! Взрослому нехорошо задевать чувства ребенка. Это основано на пути Слободки – видеть в каждом величие человека, и это то, что я усвоил на всю жизнь!
– Если бы вы хотели указать на один самый важный вывод из жизни рава Ицхака Зильбера, что бы это было?
– Он часто рассказывал следующую историю от имени Хофец Хаима: некий еврей-торговец пшеницей приезжал к Хофец Хаиму с жалобой на трудности заработка: «покупатели очень придирчивы, постоянно находят в товарах недостатки и пытаются получить скидки, сократить и без того незначительную прибыль, и никогда не платят вперед». Хофец Хаим снова увидел его вновь после революции 1917 года и был удивлен, узнав, что у торговца дела идут очень хорошо! «У меня есть очередь из клиентов, – объяснил он, – в тот момент, когда я могу заполучить мешок пшеницы, я сразу же продаю его с наценкой, и никто не беспокоится о качестве, лишь бы называлось «пшеница»!». «То же самое и с еврейством», заключает Хофец Хаим. «Раньше, во времена свободы, когда мы могли соблюдать заповеди без каких-либо помех, когда у нас были синагоги и все молились, тогда Всевышний изучал наше поведение: «хороша ли пшеница или подпорчена», вдумчиво человек молится или нет. Но теперь, когда все молитвы запрещены, Всевышний ценит, когда человек надевает тфилин и говорит хоть что-то. В наши дни «заработать» у Б-га можно легче, чем в те дни!»
Такую же мысль я слышал от рава Полищука от имени рава Барзеля, одного из руководителей ешивы «Мир» в Брахфельде: «Во времена голода люди довольствуются малым – даже овощные очистки превращаются в драгоценный источник пищи. То же самое верно и в духовном плане, во время духовного голода люди имеют основание оправдывать свою неспособность выполнять заповеди внешними обстоятельствами».
В прошлом веке не было на земле большей духовной пустыни, чем Советский Союз, но дедушка исполнял там заповеди так, как будто он жил в Вильно во времена Виленского Гаона. Обстоятельства никогда не влияли на уровень его соблюдения, он никогда не шел на компромисс ни на йоту, он никогда не позволял невообразимым трудностям быть предлогом для облегчения. Свою жизнь он вел по поговорке Старца из Новардока: «Я никогда не спрашивал, могу ли я – я спрашивал, нужно ли». Он был живым примером изречения мудрецов: «Человека ведут по пути, по которому он хочет идти».
– Расскажите о Вашем отце.
– Мой отец, гаон рав Бенцион Зильбер, родился в Советской России. О нем опубликовано много известных историй: как плакал рав Хаим Шмулевич, когда проверял его знания в Торе по приезду из России, как он рисковал там, чтобы преподавать Тору, и много других, я не буду повторять их здесь. Он возглавляет «Толдот Йешурун», основанную моим дедом, ведущую организацию в мире Торы для русского еврейства. «Толдот Йешурун» имеет более ста локаций, ешиву, раввинский колель и Toldot.com – крупнейший веб-сайт для российских евреев, который ежегодно посещают более десяти миллионов человек. Отец является окончательным галахическим и духовным авторитетом для русскоязычных евреев мира.
– Давайте на какое-то время сменим тему. Вы говорите на иврите, русском, английском и идиш. Я ничего не пропустил?
– Пытаюсь учить украинский (улыбается).
– Вы много путешествуете по миру. Это в основном для бизнеса или для удовольствия?
– В основном по делам, но, должен признаться, так как я еще не женат, мне нужно найти лучшие места для отдыха, чтобы отвезти туда мою будущую жену (смеется). Но шутки в сторону, я действительно считаю, что качество жизни очень важно, и даже в командировках стараюсь хорошо проводить время – ходить в музеи, посещать известные достопримечательности и тому подобное.
– Где бы вы хотели жить после того, как женитесь?
– Это зависит от того, откуда будет моя будущая жена и где она хотела бы жить. Мне довольно комфортно в Израиле, где я родился, в США, где я жил некоторое время, в Лондоне, где я живу сейчас, или даже в странах СНГ, где я довольно часто бываю. Кроме того, я структурировал свой бизнес таким образом, что могу управлять им практически из любой точки мира.
– Расскажите немного о Вашем бизнесе.
– У меня есть проект развития в США, которым я сейчас занят. Я занимаюсь всеми аспектами строительства и дизайна, что очень интересно. Очень приятно видеть преображение обычных зданий во что-то действительно красивое. Мой основной бизнес, тем не менее, – это электронная коммерция в области электроники через комбинацию DTC и Amazon. В Северной Америке Amazon является доминирующей силой, обладающей огромным потенциалом для демонстрации вашего бренда десяткам миллионов покупателей. Мы используем это для создания и расширения нашей собственной клиентской базы и, как следствие, усиление нашего бренда по всему миру.
– Разве Amazon не ограничивает использование своей клиентской базы?
– Совершенно верно. Мы безукоснительно соблюдаем условия использования Amazon относительно отношений с клиентами, но в то же время у нас есть ноу-хау, позволяющее удерживать большинство клиентов для последующих покупок. Это делается с помощью внутренней службы поддержки, сервисных и гарантийных программ и некоторых других вещей.
– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать бизнес с Amazon?
– Как и в любом деле, никогда не думайте, что Вы все знаете. Amazon – сложная экосистема с множеством нюансов и подводных камней, незнание которых может иметь роковые последствия. Я бы посоветовал всегда обращаться за советом – нет ничего постыдного в том, чтобы кто-то, кто делал это раньше, держа вас за руку, провел бы по всему пути и проследил за тем, чтобы вы не сделали критической ошибки на платформе. Я все время помогаю людям советом, ответами на технические вопросы или просто мозговым штурмом, как решить сложные проблемы, а они, в свою очередь, передают это дальше.
– Повлиял ли на ваш бизнес мировой логистический кризис?
– Думаю, он повлиял на всех. В то время как в прошлом логистика была просто техническим аспектом, которым занимался внешний брокер, в наши дни она требует постоянных усилий по жонглированию кораблями, рейсами, контейнерами, таможней и т. д.
– Вы можете мне объяснить, чем это было вызвано? У меня до сих пор нет четкого понимания.
– Цепочки поставок зависят от бесперебойного функционирования целого ряда звеньев, связанных с доставкой конечного продукта потребителю. Нынешний логистический кризис не является результатом какой-то одной причины, нет ни одного отказавшего отдельного звена в сети цепочки поставок. Скорее, это был «идеальный шторм» причин, включая изменения спроса, нехватку рабочей силы и структурные факторы. Российско-украинский конфликт и постоянные карантины из-за COVID-19 в Китае в последнее время еще больше обострили проблемы. Все началось с перебоев в поставках, связанных с COVID, причины которых включали нехватку рабочей силы и ужесточение государственных ограничений, снизивших пропускную способность цепочек поставок в глобальном масштабе. Это было результатом вызванных COVID нарушений спроса, особенно изменений в покупательском поведении клиентов (которые отдавали предпочтение физическим товарам, а не услугам). Заторы и задержки в порту, которые мы все видели в новостях, были вызваны нехваткой рабочей силы и оборудования и создали серьезные узкие места в цепочках поставок. И в последнее время непредвиденный рост спроса еще более перегрузил систему. Быстрого выхода из сложившейся ситуации не существует. Кризис цепочки поставок и логистики не был вызван единичным сбоем, и восстановление также будет сложным и длительным.
– Спасибо, это было действительно познавательно. На прощание поделитесь с нами заключительными словами Торы.
– Я слышал от моего папы следующий вопрос Рамбана: евреи в Египте делали кирпичи и занимались другими подобными видами непосильного, но очень низкоквалифицированного труда. Мы не видим нигде из слов Торы, что у них были какие-либо профессиональные навыки или что они могли где-то их приобрести. Однако, когда в пустыне Б-г приказал им выткать изысканные ткани, изготовить роскошные сосуды и построить сложные инженерные вспомогательные устройства и компоненты Мишкана, они смогли это сделать. Как они справились? Откуда появились все эти специалисты? Вот что написано в главе «Шмот» (35:21): «Приходил каждый человек, чье сердце вдохновляло его, и каждый, чей дух побуждал его…». Рамбан объясняет, что этот отрывок учит нас всему, что необходимо для успеха. «Дух, /который/ побуждал» не означает какие-то мечтания, вне зависимости от того, какими бы искренними и вдохновленными они ни были; это означает, что человек, хотя и должен надеяться на помощь Всевышнего, обязан прилагать все свои силы, время и усилия для достижения своей цели. Одного лишь желания совершить что-то хорошее недостаточно, помошь с Неба не придет от одних лишь намерений. Рамбан объясняет, что только когда человек прикладывает все свои усилия, отдает все, что у него есть – только тогда Всевышний дает ему силы и способности, о которых он раньше и не мечтал. Мы видели эту помощь с небес во времена строительства Мишкана, мы видели, как Б-г помогал моему дедушке раву Ицхаку в самых безвыходных ситуациях, и дай Б-г, чтобы мы удостоились такой же помощи с неба, чтобы совершать великие дела!