Фото: Global Look Press/Demian Stringer
В Александрии, Вирджиния, в двух шагах от Вашингтона, проходит процесс бывшего пермяка Игоря Юрьевича Данченко, который являлся главным источником информации для давно дискредитированного компендиума небылиц о Дональде Трампе, известного как «Досье Стила» по имени его составителя, бывшего британского разведчика Кристофера Стила.
Иногда этот фонтан выдумок называют «Досье Трампа», поскольку демократы задумали его как сокровищницу компромата на ненавистного Оранжевого. 44-летний подсудимый, имеющий российское гражданство и американский вид на жительство, обвиняется во лжи ФБР, которую он категорически отрицает. В случае неблагоприятного для него исхода процесса, проходящего в федеральном суде Восточного округа Вирджинии, Данченко грозит до пяти лет лишения свободы по каждому из пяти пунктов обвинения. По мнению многих наблюдателей, у Данченко, являвшегося несколько лет платным осведомителем ФБР, а до этого бывшего объектом его контрразведовательного расследования, есть недурные шансы на благоприятный исход дела. Дело против Данченко открыл в прошлом году спецпрокурор Джон Дарем, назначенный три года назад еще при Трампе для расследования генезиса операции ФБР, которая носила лихое кодовое название «Ураган перекрестного огня», завязалась летом 2016 года и имела цель разобраться в гипотезе о сговоре трампистов с Кремлем.
Операция тянулась около трех лет, породила тысячи телепередач и статей и целую полку книг, но доказательств сговора не обнаружила.
Судя по всему, гора Дарема также рождает мышь. Трамп и его сторонники возлагали на нее большие надежды, ожидая, что спецпрокурор вскроет тайный заговор, который вынашивало против нового президента руководство ФБР и других силовых ведомств.
Но Дарем, чья миссия уже явно подходит к концу, разочаровал болельщиков Трампа. Они сетовали, что спецпрокурор смотрел на силовиков не как на заговорщиков, а как на жертв обмана, и возбудил всего три сравнительно пустячных дела, одно из которых закончилось в мае оправдательным вердиктом присяжных. Первый фигурант, привлеченный Даремом, бывший юрист ФБР Кевин Клайнсмит, не стал дожидаться суда, признал себя виновным в подделке служебного имейла и был приговорен к году условно. Его адвокатская лицензия уже восстановлена. Вторым был юрист Майкл Сассман, обвинявшийся в попытке обманом всучить ФБР ложную версию о тайном канале связи между московским «Альфа-банком» и «Организацией Трампа». Дело слушалось в Вашингтоне, в котором Трамп получил на выборах ничтожное меньшинство голосов, и злые языки с самого начала пророчили, что тамошние присяжные Сассмана не осудят. Так и произошло. Жители близких к столице районов Вирджинии, среди которых набирали присяжных на процесс Данченко, близки по своему мировоззрению к вашингтонцам и тоже могут быть благосклонны к человеку, поставлявшему Стилу компромат на Трампа. Данченко также повезло с судьей. Председательствующий на процессе федеральный судья Энтони Тренга был назначен президентом-республиканцем Бушем-младшим, но на досудебных слушаниях гораздо чаще принимал точку зрения защитников Данченко, чем команды спецпрокурора Дарема. В первых числах октября Тренга снова оглоушил обвинителей отказом приобщить к делу целый ряд лакомых деталей, на которое те рассчитывали. Судья, в частности, запретил прокурорам обсуждать самую скабрезную деталь из «Досье Стила», касающуюся мнимых шашней Трампа с пятью московскими проститутками в отеле «Ритц- Карлтон» и их видеозаписи, которые якобы приберегают россияне с намерением его шантажировать. Отклоняя этот эпизод, судья объяснил, что он лишь запутает присяжных и настроит их против подсудимого.
Данченко инкриминируются всего две неправды, якобы сказанные им следователям ФБР на первых допросах, имевших место в январе 2017 года. Во-первых, он заявлял, что источником сенсационных утверждений «Досье» о сговоре Трампа с Москвой был уроженец Белоруссии, а ныне американский гражданин Сергей Миллиан, в прошлом президент малоизвестной Российско-американской торговой палаты. По словам Данченко, он услышал эти утверждения от человека, который позвонил ему анонимно. Но он решил, что это был Миллиан. ФБР выяснило, что Данченко не был знаком с Миллианом и ни разу с ним не разговаривал. Адвокат Данченко Дэнни Онорато заявил присяжным в своем вступительном слове, что его подзащитный был стопроцентно правдив на допросах и, в частности, действительно верил, что ему звонит именно Миллиан. Пойди докажи, что не верил: чужая дуща потемки. Во-вторых, подсудимый по какой-то причине якобы скрывал от ФБР, что источником ряда утверждений «Досье» был Чарльз Долан, активный деятель Демократической партии США и опытный пиарщик, работавший в числе прочего и в России на тамошние власти. В обвинительном документе приводится пассаж из протокола допроса Данченко, в котором следователь спрашивает его о Долане, а Данченко отвечает, что никогда не говорил с ним о «Досье».
В своем вступительном слове адвокат Данченко заявил, что тот сказал правду: они действительно не говорили на эту тему с Доланом, а только обменивались смс.
На родине Данченко закончил юрфак Пермского университета, а, переехав в Америку, учился на кафедре политологии в Луисвилльском университете в Кентукки. Луисвилль является побратимом Перми, и в те годы «вся Пермь здесь ошивалась», говорит давно живущая там бывшая москвичка Елена Иванова, с чьей подругой учился Данченко.
Бывший пермяк несколько лет проработал аналитиком в либеральном аналитическом центре Brookings Institution, коллега по которому Фиона Хилл, впоследствии дававшая показания против Трампа в рамках его первого, «украинского» импичмента, познакомила Данченко с Доланом. Она также представила Данченко Кристоферу Стилу, который нанял его собирателем компромата на Трампа.
Вместе с другим коллегой по Brookings Institution, Клиффом Гэдди, Данченко раздобыл 218-страничный экземпляр ранее недоступной диссертации Владимира Путина, которую тот защитил в 70-х в Санкт-Петербургском горном университете накануне перехода в КГБ.
Данченко мимолетно прославился среди знатоков путинианы в марте 2006 года, после того как они с Гэдди представили миру образчики путинского плагиата, выявленного ими в диссертации будущего российского президента на животрепещущую тему «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений».
С 2009 по 2011 год Данченко был объектом контрразведывательного расследования ФБР, которое подозревало его в связях с российской разведкой. Об этом было известно и раньше, но в рассекреченном недавно ходатайстве спецпрокурора сообщаются дополнительные детали об этом расследовании и причина, по которой ФБР его свернуло. Как говорится в ходатайстве Дарема, в 2008 году, когда Данчено работал аналитиком в Brookings Institution, он поинтересовался у двоих сослуживцев, не согласится ли один из них в будущем продавать ему секретную информацию. Как сообщил ФБР этот сослуживец Данченко, закодированный в судебных документах как Сотрудник №1, Данченко ожидал, что тот получит должность в администрации Барака Обамы, где будет иметь доступ к секретной информации. Конкретно, Данченко сказал Сотруднику №1, что знает людей, которые будут платить ему за закрытую информацию. Его собеседник сообщил об этом знакомому чиновнику, а тот поставил в известность ФБР, которое открыло «предварительное расследование» по Данченко. Предварительное расследование превратилось в полномасштабное после того как обнаружилось, что Данченко связан с двумя объектами контрразведывательных следствий ФБР и имел контакты с российским посольством и двумя лицами, известными американцам как российские разведчики. Данченко также поведал некоему российскому разведчику, что интересуется устройством на дипслужбу РФ, говорится в судебных документах.
Как я уже писал, ФБР закрыло это расследование, так как у него появилась неправильная информация о том, что Данченко бежал за границу. Судья позволил обвинению упомянуть присяжным это расследование, но без подробностей. Из того же рассекреченного прокурорского ходатайства стало известно, что с марта 2017 по декабрь 2020 года Данченко был платным осведомителем ФБР. Критики этого ведомства немедленно предположили, что Данченко завербовали неспроста, а с тем, чтобы изолировать его от республиканцев, которые контролировали конгресс в первую половину правления Трампа и заваливали силовиков требованиями предоставить им закрытую информацию. По этой гипотезе, наградив Данченко статусом тайного агента, ФБР лишило республиканцев доступа к нему и возможности его допрашивать. Первым свидетелем обвинения был ответственный сотрудник ФБР Браян Отен, который показал, что это ведомство довольно рано потеряло веру в «Досье», но, тем не менее, не раз опиралось на него, прося у секретного вашингтонского суда ордеры на негласную слежку за советником трамповского штаба Картером Пейджем. Самое сенсационное откровение Отена касалось его поездки в Британию, где он с коллегами встретился в октябре 2016 года со Стилом, и предложил заплатить ему «до миллиона долларов», если он сможет подтвердить утверждения своего досье. Стил так этого и не сделал, так что денег ему не дали. Впрочем, он уже заработал примерно такую же сумму за составление «Досье», оплаченное сторонниками Хиллари Клинтон в США.
Отставной старший следователь ФБР Бассем Юсеф заявил консервативной журналистке Наталии Миттелстадт, что за 30 лет службы он ни разу не слышал, чтобы «кто-то предлагал источнику миллион долларов за подтверждение его собственной информации».
«Очевидно, ФБР было не в состоянии подтвердить эту информацию через какой-то другой источник, — продолжал Юсеф, — поэтому они пошли на то, чтобы предложить «взятку» Стилу для подтверждения своей собственной информации, хотя ФБР знало, что она неправильная и ненадежная». По словам Отена, ФБР снеслось с другими силовыми ведомствами США, но те тоже не имели подтверждений выдумкам «Досье».
Процесс Данченко, как сообщают, продлится около недели. Прокуратура собирается допросить сотрудника ФБР, который курировал Данченко в бытность его осведомителем,
Вышеуказанный Чарльз Долан начал давать показания на суде в четверг. Обвинение очень хотело бы вызвать Миллиана, но он уехал за границу и недосягаем для судебных повесток.