Фото: Танк «Леопард-2» Фото: drikus.club
или ограничится дикими собаками «Динго»?
В ходе последнего наступления ВСУ освободили несколько тысяч квадратных километров своей территории, и пока противник еще не вполне оклемался, хотели бы развить успех. Для наступательных действий украинцам очень бы пригодились германские танки «Леопард-2», которые они давно выпрашивают у канцлера Олафа Шольца, а он все не дает.
Не то чтобы у Украины не было своих собственных танков, которыми, в числе прочего, ее столь щедро снабжают захватчики, что украинцы шутя говорят о «русском ленд-лизе». Я не очень верю их собственным данным (большинство армий имеют обыкновение преуменьшать свои потери и завышать вражеские) и полагаюсь на относительно нейтральных наблюдателей, таких, как компания «Орикс», пользующаяся лишь открытыми источниками. Ссылаясь на нее, украинский ресурс ТСН сообщил, что с 7 по 11 сентября ВСУ захватили 338 единиц российской техники, 200 из которых «находятся в хорошем состоянии».
Россия в этот период потеряла 49 танков, 24 БТР, 32 орудия и реактивных систем залпового огня, а также два самолета. За всю войну она потеряла 1122 танка, 671 из которых был уничтожен, 51 — брошен, 44 повреждены и 356 захвачены украинцами.
В общей сложности РФ потеряла 6049 единиц боевой техники. Более половины из них (3768) были уничтожены. Восточноевропейские союзники делятся с украинцами танками Т-72, но ВСУ мечтают об американских М1 «Абрамс» и германских «Леопардах», отчасти потому, что у их экипажей больше шансов выжить, чем у российских танкистов.
Кроме того, ВСУ вообще нужно будет переходить на западную военную технику, и чем быстрее они получат западные танки, тем лучше. Украинцы воспряли духом, когда в июне испанский премьер-министр Педро Санчес обещал предоставить им 10 «Леопардов» из своих запасов.
Потом, однако, их поставка забуксовала из-за сложностей, вызванных необходимостью сперва получить благословение от бундестага. В конце концов испанцы вообще отказались от этой затеи, поскольку, по их словам, техосмотр немецких танков показал, что они хранились на военной базе Касетас примерно в таких же варварских условиях, как тысячи боевых машин и миллионы тонн боеприпасов на российских складах, и сейчас «почти бесполезны». Немцы же содержат свое старое вооружение в идеальных условиях, сказал на днях украинский военспец артиллерист Олег Жданов, чьи ежедневные сводки я рекомендую всем, кто интересуется войной.
По словам Жданова, который служил в советской армии в ГДР, немцы — великие аккуратисты, и техника, хранящаяся у них, по идее должна заводиться с пол-оборота. Испанцы в этом отношении ближе к русским. «Мы не можем их отдать, — сказала о танках испанский минобороны Маргарита Роблес, — потому что это подвергнет людей риску». Тогда как в идеале «Леопарды» должны были представлять риск лишь для русских военных. Испания, однако, отправила Украине 200 тонн военных припасов.
Все уперлось в самих немцев, которые наобещали украинцам с три короба, но помогают им в час по чайной ложке. Публицист Андрей Пионтковский заявил летом в интервью, что Шольц (как и Эмманюэль Макрон) просто подкуплены русскими, но не представил доказательств. Однако у Шольца есть и другие причины, чтобы не помогать Украине в полную силу или хотя бы в четверть силы, как Джо Байден. Шольц, например, говорит, что сначала ему следует скоординировать отгрузку «Леопардов» украинцам с союзниками по НАТО, прежде всего с США, Францией и Великобританией. Во-вторых, несмотря на то, что Германия поставляет Украине несколько видов оружия, пока он не готов окончательно порвать с Москвой. В-третьих, как объясняет агентство «Блумберг», Шольц опасается, что, если Путину будет угрожать неминуемое поражение, Кремль применит тактическое ядерное оружие, которым ежедневно грозят Западу говорящие головы московского зомбоящика. Шольц, Макрон и американцы, вроде Такера Карлсона, считают, что в идеале украинская война должна завершиться мирным соглашением, которое будет приемлемо для всех сторон, включая Россию.
Модель известна. Это Будапештский договор 1994 года, по которому Украина отказалась от своего гигантского ядерного арсенала, а Россия взамен поклялась уважать ее суверенитет.
Не исключено, что Шольц по-прежнему не до конца уверен в способности Украины победить, и опасается, что поставки ей серьезного оружия побудят Путина рассматривать Германию как одну из воюющих сторон.
«Уолл-стрит джорнэл» на днях обрушилась в редакционной статье на Шольца за то, что он не мычит, не телится с «Леопардами». В ней говорилось, что на самом деле лучшим исходом войны для Германии и всей Европы будут дальнейшие победы Киева на поле боя, которые заставят путинскую армию покинуть Украину или вести переговоры с позиции слабости.
По словам «Джорнэл», Шольц также утверждает, что поставки танков Украине лишат Германию ее собственного парка «Леопардов», и ей нечем будет в случае чего защищать своих партнеров по НАТО. Но партнеры с ним не согласны. Германии нужно «делать больше», заявила в прошлое воскресенье посол США в Берлине Энн Гатман. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий высказался резче, заметив, что систематические задержки германских поставок оружия Украине «серьезно ставят под сомнение ценность союзнических отношений с Германией».
Еще резче Моравецкий высказался ранее по поводу идеологии «русского мира», заявив, что «русский мир — это раковая опухоль, которая пожирает не только большую часть российского общества, но и представляет смертельную угрозу для всей Европы. Поэтому недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию».
На днях к сторонникам вооружения Украины присоединился и генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Использование запасов техники укрепляет нашу собственную безопасность и сокращает опасность каких-либо агрессивных действий России против союзных стран НАТО», — заявил он, заметив, что в Украине сейчас дислоцировано уже примерно 80% всех сухопутных сил России, и что ее поражение там сделает нападение на НАТО менее вероятным.
Отмечу для справедливости, что Германия все же оказывает Украине значительную военную помощь. Германский министр обороны Христина Ламбрехт, например, объявила в прошлый четверг, что Берлин отправит украинцам еще две реактивных установки залпового огня «МАРС II», являющиеся аналогом знаменитых ХАЙМАРСов, но имеющие по 12, а не по 6 труб, и 50 бронетранспортеров «Динго», которые немцы широко использовали в Афганистане.
К «МАРСам» немцы присовокупят 200 ракет, добавила Ламбрехт, выступая на конференции бундесвера. Если я правильно понял, это означает, что две обещанные ею установки смогут вместе произвести менее 10 ракетных залпов. Строгий режим экономии БК им придется соблюдать с первого же выстрела. Советую стрелять одиночными.
Ламбрехт также объявила, что Греция скоро поставит Украине 40 старых советских БМП-1 (боевых машин пехоты), а вместо них Германия пришлет грекам 40 своих БМП «Мардер», которых никак не могут допроситься украинцы.
Вторя Шольцу, министр обороны доказывала критикам скромных масштабов германской помощи Украине, что ее долг, прежде всего, заключается в обеспечении бундесвера всем необходимым для обороны страны, и что координированные поставки танков советского производства могут пригодиться Киеву намного быстрее, чем отправка ему современных «Леопардов», на освоение которых у украинских экипажей уйдут недели.
Правящая германская коалиция состоит их трех партий, две из которых — Зеленые и Свободные демократы — ратуют за посылку Украине тяжелой техники, вроде танков и БМП, а вот третья — социал-демократа Шольца — тянет резину. Ряд германских наблюдателей объясняют это, прежде всего, тем, что социал-демократы стремятся избежать «неприятной оптики». В переводе на русский это означает, что они пытаются избежать нежелательного впечатления, которое может произвести вид немецких танков, воюющих с русскими танками, как это происходило в ходе нацистского вторжения в СССР.
Еще одна германская партия — ультраправая «Альтернатива для Германии», которая не состоит в правящей коалиции и известна своими тесными связями с Россией, показывает, что социал-демократы — это не предел маразма. «Война в Украине — не наша война», — говорит, вторя нашему Такеру Карлсону, сопредседатель «Альтернатив» Тино Хрупалла, который призывает Берлин не давать танки Украине, а вместо этого, открыть трубу «Северный поток-2», чтобы снова получать газ из России.
США, по сравнению с Германией, помогают Украине почти образцово. 8 сентября американские представители объявили, что предоставляют украинцам очередной транш военной помощи в объеме 675 млн. долларов. Эта помощь включает ракеты для РСЗО, то есть 16 ХАИМАРСов, которые США поставили на сей день, и для аналогичных ракетных установок MLRS, предоставленных другими союзниками, прежде всего Британией. Нынешний транш включает также четыре 105-миллиметровых гаубицы и 36 тысячи снарядов к ним (подсчитано, что украинцы ежедневно расходуют в три раза больше снарядов, чем англичане в Первую мировую войну), ракеты для уничтожения вражеских радаров, 5000 противотанковых ракет, 1000 противотанковых мин, 100 вездеходов «Хамви», полтора млн. патронов для стрелкового оружия, 50 бронированных санитарных машин, приборы ночного видения и гранатометы.
Байден помогает Украине почти образцово, по крайней мере, по сравнению с Германией, но опять же не в полную силу. В частности, он пока отказывает Зеленскому в танках М-1.
«Леопарды» весят чуть больше 70 тонн, но М-1 перевешивают их примерно на 10 тонн и одиозны тем, что жрут титаническое количество горючего, запасы которого в Украине ограничены. Она, тем не менее, просит танки у Байдена, поскольку перешла в наступление, в котором иметь их важнее, чем в обороне.
После того как в Изюме были обнаружены братские могилы и пыточные комнаты, то есть стандартные сувениры, оставляемые российскими воинами-освободителями, украинцы стали еще более настройчиво просить у США танки, которых у нас тысячи, потому что талибам достались не все.
Как написал в «Твиттере» главный советник Зеленского Михайло Подоляк, «пришло время финального удара по Империи зла».
Украинцы не уточнили, сколько им нужно для этого танков. Около 120 штук будет достаточно для вооружения трех украинских батальонов плюс 500-1000 снарядов для башенной пушки и запас патронов для пулемета каждого танка. «Это минимум, который начнет изменять картину», — сказал «Вашингтон пост» отставной генерал-майор Уильям Нэш, командовавший танковой бригадой в операцию «Буря в пустыне» и Первой бронетанковой дивизией в Боснии-Герцеговине.
Нэш подчеркнул, что даже украинцам, которые быстро овладевают новым оружием, понадобится немало времени на то, чтобы научиться правильно эксплуатировать и чинить американские танки. Он вспоминает, что, когда в середине 90-х США поставили саудовцам легко бронированные машины, проще всего было научить их вождению и стрельбе. Но американские подрядчики набдюдают за их техобслуживанием и по сей день.
Знающие люди говорят, что рано или поздно Белый дом раскачается на предоставление Киеву танков или бронетранспортеров, которые тоже нужны для наступательных действий. Другое дело дальнобойные ракеты для РСЗО «ХАЙМАРС», то есть Army Tactical Missile Systems, или ATACSMS c радиусом действия до 300 км. Украинцы просят прислать и их, но, как писала в субботу «Нью-Йорк таймс», Байден испытывает сомнения.
Из большой статьи газеты на эту тему складывается впечатление, что украинцы получат эти ракеты нескоро, если получат вообще. Против предоставления их Киеву выдвигаются два аргумента. Во-первых, украинцы божатся, что не будут применять их по целям на территории России, а в этом случае они прекрасно могут обойтись и без них, поскольку обычные снаряды ХАЙМАРСов имеют дальность 70 км, и на украинской территории этого почти всегда достаточно. В свете этого ATACSMS ничего особенно не изменят.
Во-вторых, в Белом доме опасаются, что Путин сочтет поставки этих ракет чрезмерной эскалацией конфликта американской стороной и выкинет мерзость, от которой он пока воздерживался. Предвидя крики «Да от чего он, пидор, воздерживался?!», отмечу, что Путин по какой-то причине пока не бомбил киевские мосты и здания правительства, почти не трогал украинские железные дороги, устраивал сравнительно скромные кибератаки и не варил детей в кастрюлях. И пока не только не взорвал атомный боеприпас, но даже к этому не готовился, как утверждает наша разведка.
Как пишет «Таймс», Байден убежден, что до сих пор он успешно сигнализировал Путину, что не желает войны с Россией, а хочет лишь, чтобы она выкатилась с Украины. Байден часто напоминает своим назначенцам, что «мы пытаемся избежать третьей мировой войны».
Недавно он спросил у Пентагона, насколько нужны будут дальнобойные ракеты украинцам на новой стадии войны. Ему сказали, что польза от них будет минимальная. Байден решил, что давать их Украине будет слишком рискованно, и решил не давать. Решение было принято в тот момент, когда Белый дом, Госдеп, Пентагон и разведка сильно озабочены перспективой того, что Путин затеет эскалацию войны с целью отмщения за унизительное отступление своих войск.
Так Киев остался без очевидного средства уничтожения Крымского моста, на который Путин угрохал больше трех млрд. долларов.