РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ («Шофтим»)

В недельной главе «Шофтим» написано: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня», То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой: из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе. Только чтоб он не заводил себе множества коней и не возвращал народ в Египет для умножения коней; Господь же сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»; И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось сердце его; и чтоб серебра и золота не умножал он себе чрезмерно. И вот, как воссядет он на престол царства своего, пусть спишет себе список закона сего с книги, что у священников Левитов, И пусть он будет у него, и пусть он читает его все дни жизни своей, дабы приучился он бояться Господа, Бога своего, чтобы блюсти все слова закона сего и уставы сии, чтобы исполнять их; Чтоб не возносилось сердце его над братьями его и чтоб не отступал он от заповеди сей ни вправо, ни влево, дабы долгие дни пребывал он на царстве своем, он и сыновья его среди Израиля».(17:14-20).
Итак, при всем том, что истинным Царем Израиля является сам Всевышний, Он позволил своему народу ставить над собою земного царя, и даже предписал ряд законов, связанных с царским правлением.
Это решение Всевышнего заслуживает особого рассмотрения, учитывая, что ранее Он уже учредил суверенный правительственный орган — Сангедрин: «Господь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его, и возьми их к шатру соборному, и пусть предстанут они там с тобой. А Я сойду и буду говорить там с тобой, и отделю от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа этого». (Бемидбар 11:11-17)
Так сказал Всевышний через год после исхода из Египта, и вот теперь, опасаясь, что Израиль поступит по обычаю народов земли и пожелает подчиниться царю, Всевышний предупреждая эту инициативу, учреждает еще одну – царскую власть. Иными словами, мы видим, что священная власть оказалась разделена, разделена на власть Сангедрина и власть Царя.
В чем отличие этих властей? Главная особенность царя состоит в его эксклюзивной суверенности: по меньшей мере в ряде сфер он творит суд по своему собственному усмотрению, как бы возвышаясь над законом, но в то же время… все же согласуясь с каким-то иным своим Законом!
В самом деле, мы видим, что Всевышний требует, чтобы царь «списал себе список закона сего с книги, что у священников Левитов, и читал его все дни жизни своей, дабы приучился бояться Господа, Бога своего». Что это за «второй» список Торы? О каких двух свитках Торы идет речь? Раши поясняет: «Два свитка Торы: один хранится в его сокровищнице, а другой входит и выходит с ним вместе». По некоторым мнениям речь идет только о Пятой книге – Дварим, но более принято считать, что царь носил при себе все Пятикнижие. Но чем (согласно этой версии) отличался этот второй список Торы от первого? Формально ничем. Царь уже хранил в своем доме свиток Торы, хранил ее в качестве сына Израиля, однако в качестве Царя у него имелся второй список, который он учил несколько иначе, чем первый. Как это следует понимать?

Магараль в «Гвурат Ашем» пишет о том, что чудо – это не отмена и не нарушение закона, что это просто явление, совершающееся по иным особым законам, что и естественные и сверхъестественные законы коренятся в одном источнике. То же можно сказать и о царской власти. Царская власть – это не произвол, это правление, осуществляемое на основании других принципов, хотя и записанных в той же книге. Сангедрин воспринимает Тору согласно своей традиции, Царь – согласно своей. Иными словами, существует власть Сангедрина, и соответствующий ему раввинистический способ чтения Торы, и существует царская традиция, царская школа понимания Торы.
Так в главе «Ки-тице» сказано: «Да не будут наказываемы смертью отцы за детей, и дети да не будут наказываемы смертью за отцов: каждый за свой грех должен быть наказываем смертью». (Двар 24:16).
Рав Ури Шерки обращает внимание на то, что в трактате Сангедрин эти слова Торы трактуются исключительно в том смысле, что близкие родственники подсудимого не привлекаются в качестве свидетелей.
По словам рава Шерки, никакая другая трактовка этих слов Талмуду не известна… и это при том, что другая трактовка в действительности существует, и приводится не где-нибудь, а… в ТАНАХе!
Так во второй книге «Диврей аямим» мы читаем: «Двадцати пяти лет воцарился Амацийя, и двадцать девять лет царствовал он в Иерусалиме. А имя матери его Йеоадан, из Иерусалима. И поступал он справедливо в очах Господних, но не от всего сердца. И когда упрочилось за ним царство, он умертвил рабов своих, которые убили царя, отца его. Но сыновей их он не умертвил, ибо написано в Торе, в книге Моше, что Господь приказал, сказав: «Да не умрут отцы за детей, а дети не умрут за отцов, но каждый лишь за свой грех должен умереть». (2 Диврей аямим 25: 1-4).
Итак, при всей своей подкупающей «буквальности», при всей своей «авторитетности» (в смысле упомянутости в ТАНАХе) такое истолкование приведенного закона ни разу не приводится в Талмуде! Раввинистическое учение не интересуется учением царским, равно как и царское учение не интересуется раввинистическим. Они находятся в разных плоскостях, взаимодействуя как два независимых суверена.
Как известно, главным механизмом поддержания в жизни общества правовых норм является разделение властей. Независимые друг от друга и свободно избираемые законодательная, исполнительная и судебная власти являются главным средством предупреждения злоупотреблений. Принцип разделения властей по праву считается величайшим достижением последовательно безрелигиозной светской государственности.
Но как мы видим, не только будничное, не только светское правление предусматривает разделение властей, его предусматривает также и управление святое!
Не секрет, что «единственная демократия на Ближнем востоке» страдает грубейшими дефектами, обусловленными ее социалистическими корнями: основные электронные СМИ Израиля монополизированы левой элитой, высшая судебная власть никак не контролируется избирателями, а целые ветви исполнительной власти – прокуратура и полиция – фильтруют народных избранников по своему леворадикальному усмотрению.
При этом и журналисты, и судьи, и правоохранительные органы мнят себя стражами «демократии», вызывая у многих верующих дополнительный повод искать альтернативу в государстве галахи.
Но и такое государство ни на что не будет годиться, если не вспомнит, что и ему присуще разделение властей, что «справедливое правление» коренится не столько в том или ином своде законов, сколько в отлаженном механизме контроля над властью, имеющей выраженную склонность к злоупотреблениям вне всякой связи с тем, от галахи она, от шариата, или от естественного света разума.
Принцип «разделяй и властвуй» хорош не только для деспотичных монархов, но и для свободолюбивых народов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора