«Один молодой человек никак не мог найти себе жену, — рассказывал рав Хаим Меир Кахане за субботним столом. — Свахи уже предлагали ему всех невест города, но он высокомерно отказал им всем. Ни одна не была достаточно хороша для него. Тогда одна сваха пошла к ребе и сказала: «Этому молодому человеку необходимо помочь, иначе он так и останется холостяком». Ребе пригласил этого еврея к себе и спросил: «Хочешь найти свой башерт — свою вторую половину?»
— Хочу, — ответил тот.
— Тебе необходимо сначала преодолеть один недостаток: свою гордыню — гааву. Стань более скромным, и тогда удостоишься найти себе жену.
— Хорошо, я буду скромнее, — согласился еврей.
Ребе позвал сваху и сказал ей: «Попробуй теперь предложить ему шидух, девушку. Может быть, он действительно стал скромнее, и на этот раз из этого выйдет толк».
Сваха вновь пригласила этого молодого человека и сказала ему, что хотела бы его с кем-то познакомить.
— Кто же эта девушка? — заинтересовался молодой человек.
— Это та, с которой я уже тебя как-то знакомила.
— Зачем ты мне ее предлагаешь еще раз? — рассердился жених. — Я отказался от нее даже тогда, когда у меня еще был недостаток — гордыня. Теперь же, по совету ребе, я стал скромнее, поэтому сейчас она точно не достойна меня!»
Гости смеялись шутке. Но в каждой шутке есть доля правды. И на этот раз за столом находились те, которые могли задуматься: а не обо мне ли эта история?
«Светящиеся лица»
За субботним столом гостеприимного дома рабби Хаима Меира Кахане часто собирались молодые люди, которые приехали из России и изучали Тору в разных иешивах Иерусалима. Многим не хватало не столько философии иудаизма, сколько теплой еврейской семьи с ее передаваемыми из поколения в поколение традициями. Не хватало, главным образом, советчика, наставника, который бы мог провести сквозь лабиринты жизни, помочь преодолеть подводные рифы ее проблем, научить не только букве, но и духу законов.
Я, например, начал соблюдать Шаббат еще в Москве. Но сколько бы я ни читал книг о законах субботы, все равно не мог ощутить ее удивительной атмосферы отдохновения — минухи. Когда же оказался в доме рабби Хаима Меира, то увидел его излучающим какой-то свет и спокойствие. Рав Кахане усаживал гостей за стол, делал благословения на вино и хлеб, а затем обращался ко всем присутствующим и, с удовольствием растягивая гласные, произносил «Гут шабэс». Много лет спустя, каждую субботу я слышу эти его слова, которые помогают мне ощутить непередаваемую атмосферу Шаббата.
Сам рав Кахане до войны был молодым и многообещающим раввином в Черновцах. «Затем пришли русские и освободили нас от всего хорошего», — шутил рабби Хаим Меир. Потом грянула война, и он вместе с молодой женой и двумя маленькими детьми оказался в гетто. Там погибла его дочь, и ему чудом удалось переправить сына к партизанам. Когда советские войска освободили гетто, то нашлись доносчики, которые передали в НКВД, что этот раввин агитирует людей ехать в страну Израиля, а не возвращаться в «коммунистический рай». Большевики тут же арестовали рава Кахане и бросили на десять лет в сибирские лагеря. Возвратившись из лагеря в родные Черновцы, он начал борьбу за выезд в Израиль. Лишь в начале 70-х рабби Хаим Меир и его ребецн выехали в Израиль и впервые после долгой разлуки увидели своего сына. Годы тюрьмы и бедствий не ожесточили этих людей. Их дом в Иерусалиме был действительно источником света и тепла для многих репатриантов из России.
Как найти «ее»?
Эту историю о неудачливом женихе рабби Хаим Меир рассказывал не случайно. Он хотел предостеречь своих учеников, к которым относился, как к сыновьям, от ошибок, чтобы не прошли они, не дай Б-г, мимо своей второй половины, своего башерта, супруги, предназначенной на Небесах. «Есть женихи, которые думают о себе, что они подобны вину — чем старше, тем лучше!» — смеялся рабби Хаим Меир.
«Но разве можно научить человека, как найти себе жену? — возразите вы. — Любовь ведь слепа, заставить себя любить невозможно. Ведь, как известно, «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…».
Влечение людей друг к другу действительно очень важно. Не случайно рабби Меир Хадаш, духовный руководитель иешивы, в которой я учился в Иерусалиме, обращался к молодому человеку, который приходил с ним советоваться после свидания с девушкой с вопросом: «Она красивая?» Понятно, что девушка должна была быть не вообще красивой, а нравиться этому конкретному молодому человеку. Впрочем, в среде учеников иешивы было принято прежде всего обращать внимание на такие качества, как доброта, преданность идеалам своего народа. Потому-то и задавал рабби Меир Хадаш этот вопрос молодым людям, чтобы они не забывали, что следует искать жену, а не только хорошего и доброго человека. В наше же время, возможно, требуется напомнить о том, что казалось когда-то само собой разумеющимся.
Окончание следует
Художник Алекс ЛЕВИН
Субботние свечи
Пятница, 26 августа, 7:19
Окончание субботы 27 августа в 8:19