Ключи к храму

В Торе есть два вида текстов. Первый — это те тексты, смысл которых нам ясен. Например, заповедь «Не воруй». И второй — тексты, которые, кажется, не имеют к нам никакого отношения. Классический пример — рассказ о построении переносного Храма в пустыне. Мы Храм не строим, и мы в него не можем войти, т. к. он разрушен.

Но… существует несколько ключей, с помощью которых в тексте Торы раскрываются для нас важные идеи.

Один из ключей — функциональный подход. Сюжет Торы знакомит нас с некой важной функцией. И хотя сам объект в нашей жизни недоступен, мы, поняв функцию с помощью комментариев Торы, можем реализовать ее в своей жизни с помощью доступных нам средств.

Место встречи изменить нельзя

Одно из названий Мишкана (переносного Храма) — Оhель Моэд — Шатер Собрания. Во времена Иерусалимского Храма все евреи Израиля собирались вместе в Храме на три главных праздника — Песах, Шавуот, Суккот.

Когда люди собираются вместе, возникает кумулятивный эффект — чувство общности и взаимной поддержки. (Кстати, когда я занимаюсь с людьми сеансами еврейской медитации, эффект от групповой медитации на несколько порядков сильнее, чем от индивидуальной.) И даже, когда у нас в синагоге мы просто садимся вместе за шаббатный стол, возникает атмосфера присутствия «силы». Это и называется общиной, и наша встреча заряжает всех пришедших духовной энергией на неделю, до следующего шаббата.

Кстати, в современном светском мире люди лишены этого феномена. Люди или сидят дома, или на работе, но нет феномена группы (кроме сеансов групповой психотерапии), в которой возникают все эти эффекты. Даже само слово «община» — не из светского словаря.

Место святости

и механизм очистки

Что Тора понимает под термином святость (кдуша)? В Храме было два аспекта этой идеи. Программа-минимум. Простой человек не имеет опыта возвышенных состояний. Но если он в обычной обстановке в своих мыслях (и даже словах) ничем себя не ограничивает, то, придя в Храм, человек чувствует, что по крайней мере нельзя думать и говорить о неприличных вещах. Понятие «кдуша», которое мы переводим как святость, дословно переводится как «отделенность» (от духовной нечистоты). Экстремальный пример: во времена Храма, когда Первосвященник заходил в Йом Кипур в Святая Святых, даже небольшая посторонняя мысль приводила к тому, что он мгновенно погибал на месте. Поэтому, Первосвященник должен был уметь поддерживать максимальный самоконтроль в мыслях. Сегодня роль Храма играет синагога. Нам непросто достичь такого уровня, но мы к этому стремимся. Придя в синагогу, мы «тренируемся» не впускать в себя неуместные мысли и слова. И если у нас не сразу получается, значит, есть над чем работать.

Программа-максимум. Когда человек научился входить в высшие состояния сознания, удобно делать это в постоянном месте. Но… не само место нас возвышает, а наш опыт, усиленный постоянством места. В психологии это называется «якорь».

Испытав несколько раз высокие состояния, нам легче повторить этот опыт в том же месте.

Механизм исправления

Сначала о заблуждениях. Некоторые богатые, но неправедные люди рассматривают приношения в синагогу как «взятку» Б-гу. Они считают, что можно, ничего не меняя по существу, «откупиться» от последствий за свой образ жизни.

А теперь о сути. Почему многие русские евреи не ходят в синагогу? Их внутренний ецер а-ра (голос инерции) говорит: «Ты столько нагрешил! Тебя никто не простит! И не пытайся». И человек, подчиняясь, уходит прочь. Программа нашего ецер а-ра называется Dead end.

В Торе Мишкан (переносной Храм) был дан как механизм исправления после греха золотого тельца.

Мы не должны быть рабами своего прошлого. Если наша цель — духовный рост, то, стартуя с любой точки, мы можем подняться. Более того, заслуга тех, кто пришли к этому, имея за спиной десятилетия неверия и цинизма, гораздо выше, чем тех, кто «родился в Торе». Храм дает позитивное мышление и оптимистический взгляд на мир и наше место в нем.

Итак, три основные функции, которые в Торе представлены Храмом: место объединения, механизм возвышения и механизм исправления. И хотя сейчас мы не имеем самого Храма, мы можем и должны реализовывать эти функции в своей жизни с помощью доступных нам средств.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора