Танкисты страдают от посттравматического синдрома

Десятки бойцов бронетанковых войск, принимавших участие в самом большом сражении второй ливанской войны, Слуки, страдают от посттравматического синдрома. Многие из них до сих пор не могут сесть в танк.

В министерстве обороны и в ЦАХАЛе знают об этом явлении и оказывают психологическую помощь танкистам. Некоторых из них призывают на резервистские сборы в другие части.

Бой Слуки произошел в субботу, 12 августа 2006 года, когда Совбез уже принял решение о прекращении огня. Бой был частью операции «Изменение направления», последний аккорд перед завершением войны.

В отличие от точечных заданий, выполнявшихся относительно небольшими войсковыми соединениями во время второй ливанской войны, в бою Слуки участвовала целая бронетанковая 162 дивизия под командованием бригадного генерала Гая Цура. В состав дивизии входила 401 бронетанковая бригада и бригада НАХАЛЬ. Дивизия получила задание пересечь вади Слуки для переброски войск в район Литани.

Во время боя произошло несколько очень серьезных проколов. Все началось с того, что премьер-министр Эхуд Ольмерт на 48 часов отложил начало операции «Изменение направления», а «Хизбалла», понявшая на основе разведданных о том, что ЦАХАЛ готовит большое наступление, выставила противотанковые ракеты российского производства «Корнет».

Когда приказ о начале военных действий был, наконец, получен, многие бойцы, которые должны были принять участие в сражении, были к нему не готовы. В конце концов, войска получили приказ о переходе через реку в 11 часов утра, через восемь часов после принятия Совбезом решения о перемирии, и наступление началось при полном свете дня, а не в темноте, как планировалось.

Согласно плану, бойцы бригады НАХАЛЬ, дислоцированные в деревнях Фаран и Андурия, на западном берегу речки Слуки, должны были обеспечивать бросок 401 танковой бригады через вади, и оказались под ураганным огнем противника.

Приказ о переходе через вади был отдан по сотовому телефону, а не по армейской связи, которую прослушивают все части. Поэтому командиры бригады НАХАЛЬ вообще не знали, что танковая бригада движется в западном направлении, а комбриги находились в двух отдельных кабинетах, хотя и в одном здании, на восточном берегу, и не контактировали друг с другом.

Фактически, из-за провалов планирования солдаты бригады НАХАЛЬ не знали, что они ведут героические бои в деревнях Фаран и Андурия, а их главной задачей было обеспечение продвижения танков. Поэтому, когда танки 401 бригады пересекли русло Слуки, они попали под огонь противника и начали нести потери, а в это время бойцы бригады НАХАЛЬ вели бои в деревнях.

Несмотря на это, бойцы 401 бронетанковой бригады продолжали наступление и пересекли русло реки. Из-за еще одной ошибки в планировании на западном берегу Слуки они вышли не на ту дорогу и снова оказались под ураганным огнем противотанковых ракет «Хизбаллы».

В конце концов, задание было выполнено, и 162 дивизия перешла Слуки с опозданием на несколько часов. Но именно в тот момент, когда войска собирались продолжить продвижение к Литани, за 30 часов до вступления в силу соглашения о перемирии, министр обороны и начальник генштаба решили прекратить операцию «Изменение направления» из-за того, что на совсем другом участке был сбит вертолет.

По официальным данным, во время перехода через Слуки погибло семь человек, и еще десятки бойцов получили ранения различной степени тяжести. Как выяснилось потом, многие бойцы до сих пор страдают от посттравматического синдрома, хотя ранений у них не было.

Этот синдром проявился сразу после войны. Наиболее тяжелыми случаями занимается отделение реабилитации министерства обороны, а вообще речь идет о сотнях бойцов, у которых выявлен посттравматический синдром.

Среди бойцов 401 первой бригады, видевших, как ракеты были по танкам их товарищей, посттравматическим синдром проявился через несколько месяцев. Во время сборов оказалось, что они не могут сесть в башню танка. Им была оказана психологическая помощь.

Но этим дело не закончилось, новая волна бойцов с посттравматическим синдромом после боя Слуки выявилась сейчас, когда многие бойцы 401 бригады демобилизовались, и были призваны на резервистские сборы.

После распределения по резервистским частям выяснилось, что хотя солдаты садились в танки до конца службы, страх перед танковой башней проявился уже на гражданке. Речь идет о незначительном числе бойцов. Большинство участников боя при Слуки продолжают службу в резерве бронетанковых войск, но даже те бойцы, которые с трудом заставляют себя сесть в танк, не просят об освобождении или переводе в другие части.

Командиры резервистских частей сочли правильным не заставлять таких бойцов садиться в танки, и дают им другие задания.

Пресс-служба ЦАХАЛа сообщила: «ЦАХАЛ вообще и бронетанковая бригада, в частности, знают о существовании этого явления. Бойцам оказывалась и оказывается психологическая помощь. Нам неизвестно о просьбах бойцов перенаправить их в другие части, но каждое такое обращение будет встречено с пониманием».

Седьмой канал

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора