Двумя разделами «Матот» и «Масеэй» завершается книга «Бамидбар». Со следующей недели и до осеннего праздника «Симхат-Тора» в синагогах будут читать пятую заключительную часть Пятикнижия — «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).
«А если она выйдет замуж, а на ней — обеты ее или словесные обязательства (произнесенные ее устами) …» (30:7).
Все мы чувствительны и обидчивы. Нашу гордость так легко задеть. Мудрецы требуют от нас бежать от почестей, но все мы нуждаемся в уважении окружающих, чтобы уважать себя. В иврите почет, слава передаются словом «кавод», но у него есть и другое значение — душа, например в псалме 30, который мы произносим каждый день в молитве: «Чтобы, не смолкая, воспевала Тебя моя душа (кавод)».
Лишить человека его достоинства — это все равно, что отобрать у него душу, а без души он умрет или сойдет с ума. Именно это хотели сделать нацистские чудовища с евреями во время Катастрофы. Ведь если кто-то сходит с ума и воображает себя другой личностью, то отнюдь не директором местного отделения банка, а кем-то более знаменитым и уважаемым, например, Наполеоном или английской королевой.
В Талмуде сказано, что Второй иерусалимский храм был разрушен из-за истории Камцы и Бар-Камцы. У одного человека был друг по имени Камца и враг, которого звали Бар-Камца. Однажды он устроил пир и велел своему слуге: «Пойди и приведи Камцу». Но слуга ошибся и привел Бар-Камцу. Увидев своего врага, хозяин сказал: «Что ты делаешь тут? Убирайся!» Бар-Камца ответил: «Раз уж я здесь, позволь мне остаться, и я заплачу за все, что я съем и выпью». Хозяин ответил: «Категорически нет!» — «Тогда я оплачу половину пира». Хозяин столь же решительно отказал ему и в этом. «Я заплачу за весь пир!» Но хозяин не согласился даже на это и молча вытолкал Бар-Камцу за порог.
Как видим, Бар-Камца был готов потратить огромную сумму, чтобы избежать унижения в глазах собравшихся на пир. И еще он подумал, когда слуга позвал его, что хозяин решил подружиться с ним, и, убедившись, что это не так, испытал еще больший стыд и позор. Стремясь отомстить своему врагу и всем, кто молча присутствовал при этой сцене, он донес римлянам на евреев. В результате римская армия пришла усмирить «бунтовщиков», захватила Иерусалим и разрушила храм. Такой была цена ущемленного самолюбия.
Никто не знает мотивы Всевышнего, почему он посылает нам страдания. Никто не может сказать, что то-то и то-то произошло потому-то. Но когда происходит трагедия и особенно если она происходит недалеко от нас, рядом с нашим домом, мы должны серьезно задуматься и покопаться в своей душе.
В прошлом году 45 евреев были раздавлены насмерть на горе Мерон в праздник Лаг ба-омер. Несколько позже, в канун Шавуота в синагоге, расположенной в иерусалимском пригороде Гиват-Зеев, обрушились трибуны: три человека погибли и более 180 были ранены. А через полтора месяца в Майами в половине второго ночи рухнул 12-этажный 136-квартирный жилой дом: погибли десятки людей. Тот район, где стоял упавший дом, населен на треть евреями с большой долей ортодоксов.
Бетон, кирпичи и арматура ломают кости и убивают. Но слова обладают не меньшей убийственной силой.
Библейская топонимика
«Вот странствия сынов Израиля…» (33:1).
В названиях 42 мест, где евреи останавливались во время странствий по пустыне, скрыт порой глубокий мистический смысл. «И двинулись сыны Израиля из Рамсеса, и расположились в Сукоте» (33:5). Почему это место называлось Сукот? Потому что именно здесь, объясняет комментатор «Бааль а-Турим», к ним впервые явилось «облако Славы», прикрывавшее их, как кровля традиционного шалаша, который евреи строят в праздник Суккот.
«И двинулись от моря Суф, и расположились в пустыне Син» (33:11). Вначале пустыня называлась Син, но, когда евреи получили Десять заповедей, к этому слову добавили букву йуд (числовое значение — десять), и получилось «Синай», Синайская пустыня.
«И двинулись из пустыни Син, и расположились в Дофке. И двинулись из Дофки, и расположились в Алуше» (33:12-13). В Дофке у евреев кончился хлеб, и у них от страха учащенно забились сердца. На иврите «бились» — «дафку». Но уже на следующей стоянке, в Алуше, для них впервые выпал с неба ман, с лихвой заменивший им не только хлеб, но и все другие продукты питания. Почему это место называется Алуш? В память о гостеприимстве, которое Авраам оказал странникам на третий день после своего обрезания. Завидев незнакомцев на пыльной дороге под жарким солнцем, он, несмотря на послеоперационную боль и слабость, настойчиво пригласил их в свой шатер и велел жене Саре: «Луши ва-аси угот» («Замеси тесто и сделай лепешки», Берешит, 18:6). За эту самоотверженность потомки Авраама получили ман в Алуше.
«И двинулись из Митки, и расположились в Хашмоне» (33:29). Хашмона была 25-й по счету стоянкой. Так же звали первосвященника Матитьягу и его сыновей: хашмонаим, хасмонеи. Через тысячу лет после Исхода хашмонаим подняли восстание против греко-сирийских поработителей, в память о котором мы празднуем Хануку. 25-го числа месяца кислев они разгромили врага и очистили Иерусалимский Храм от языческой скверны.
Дни надежды
«И овладейте страной, и поселитесь в ней, ибо вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею» (33:53).
Рабби Цви-Элимелех из Динова, больше известный по названию своей книги «Бней-Иссахар», обратил внимание на то, что разделы Торы «Матот» и «Масеэй», как бы их ни читали — вместе или раздельно, всегда выпадают на период «Бейн а-мецарим» («между теснинами»), охватывающий три недели траура между постами семнадцатого тамуза и девятого ава.
Период «Бейн а-мецарим» удивительным образом вобрал в себя множество трагических событий еврейской истории. Именно в те дни разведчики, пришедшие из пустыни в Ханаан, окончательно утвердились во мнении, что эту страну, в которую Б-г вел бывших еврейских рабов, не удастся покорить. Их пессимистический (и, по существу, клеветнический) отчет деморализовал евреев. В ночь 9 ава они горько плакали над своими разбитыми надеждами и потребовали вернуться в Египет. Их слезы были напрасными, но Творец дал им в наказание множество причин для плача, на многие века вперед.
Девятого ава — день в день, с интервалом в полтысячелетия — были разрушены два иерусалимских храма — Первый и Второй. Причем, в обоих случаях военное поражение и захват Иерусалима привели к гибели десятков тысяч евреев и к их изгнанию из страны.
В ходе войны, последовавшей за гибелью Второго храма, римские войска сломили сопротивление защитников Бейтара и почти поголовно вырезали всех, кто находился в этой крепости. Это случилось тоже в девятый день знойного месяца ав.
Уже в более близкую нам эпоху, 9 ава 1492 года евреи были изгнаны из Испании. В 1914 году, в тот же день по еврейскому летоисчислению началась Первая мировая война, перевернувшая традиционный уклад еврейских общин Европы и заложившая основы нынешней массовой ассимиляции, а ровно через 28 лет — опять-таки 9 ава — в концлагерь Треблинка отправился первый эшелон смерти из Варшавского гетто. И уже в наше время, в 2005 году, на следующий день после поста тиша бе-ав израильские власти приступили к депортации 10 тысяч евреев из поселений Гуш-Катиф в сектора Газы.
Поистине трагическое время. Горький исторический опыт отразился в поведении религиозных евреев. В эти три недели они проявляют особую осторожность: стараются не отправляться в дальние поездки, откладывают дела, осторожнее переходят улицу и, как правило, не купаются в бассейне и в открытых водоемах. Существует также целый ряд траурных обычаев и ограничений.
Но именно в эти тяжелые дни, пишет «Бней-Иссахар», Тора дарит нам надежду. В разделах «Матот» и «Масеэй» рассказывается о предстоящем завоевании и разделе Страны Израиля между еврейскими племенами. Как бы ни была темна ночь и как бы долго она ни тянулась, когда-нибудь — теперь уже очень скоро — наступит рассвет. Надежда звучит в словах Творца: «…ибо вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею».
И хотя сегодня мы не получаем, а, наоборот, уступаем свою землю, мы не должны отчаиваться, не должны забывать, что именно мы — законные и полноправные наследники Святой земли. Мы, и никто другой. Так записано в Великой Книге, истинность которой признает большинство человечества.