1922 г. Подмандатная Палестина. Иерусалим. Ул. Короля Георга V
.
Реувен Миллер
Тут, понимаешь, ли, везде такое творится, так еще и нагрянула 100-летняя годовщина принятия Советом Лиги Наций в Сан-Ремо Британского мандата на Палестину!
Боюсь, что за нашими многогранными внутриполитическими склоками, связанными с переменой Правительства Перемен, а также агрессией РФ против Украины, эта дата останется незамеченной, ибо, как показывает мое частное расследование, никто и не заинтересован вспомнить ее.
А зря, на мой взгляд! Ведь это была четверть века нашей истории, когда не только мечты и мифы определяли наш путь, но и вполне конкретная целенаправленная экономическая, политическая работа, приведшая после двух тысяч лет рассеяния к воссозданию Еврейского государства.
Я не нахожу правильным отсчитывать его воссоздание от алийот второй половины 19 в., ибо алии эти работали стихийно, не по плану, хотя, безусловно, вложились в возведенный впоследствии фундамент.
Я не считаю правомерным вести отсчет его воссоздания от первых сионистских «герцлевских» конгрессов, ибо они дали лишь общетеоретические контуры того, что должно быть создано. Контуры крайне размытые, противоречивые и малоконкретные.
Не думаю правильным отсчитывать сионистский проект от Декларации Бальфура, обнародованной 2 ноября 1917 г. Ибо эта Декларация была не более, чем декларацией. Декларацией о намерениях, оформленной в виде частного письма государственного чиновника высокого ранга влиятельному частному лицу. Да и носила очень общий характер.
Некоторые, в частности, Б. Нетаниягу, считают отправной точкой Версальскую мирную конференцию, выработавшую в 1919-20 г проект плана будущего Британского мандата на Палестину. Однако, проект этот был всего лишь проектом, который в процессе согласования и утверждения, как водится, претерпел значительные изменения и вступил в силу с их учетом.
В нашей истории не раз отмечены случаи, когда выдающиеся деятели еврейского происхождения достигали вершин чужой власти (как сейчас принято говорить «пробивали стеклянный потолок») но эти взлеты никогда и нигде не приводили к созданию суверенных еврейских государств. Да и не ставили, по крайней мере, открыто, такой цели.
Бывало, что для евреев того или иного галута наступал по чьей-то царской милости период сравнительного благоденствия, который, тем не менее, заканчивался очередным ограблением и изгнанием. А то и – уничтожением.
Британский же мандат отличался тем, что был выдан мировым сообществом в лице своего высшего органа – Лигой Наций с целью:
А) создание именно еврейского НАЦИОНАЛЬНОГО очага (дома, государства);
Б) в тех краях, где столетиями, еще до т.н. «новой» эры, существовали еврейские государства;
В) план был принят международным сообществом в лице Лиги Наций, демократически, а впоследствии воспринят, после закрытия Лиги, сменившей ее ООН.
Временным сувереном и патроном на период действия плана Лига Наций назначила Великобританию.
Впоследствии, в 1923-25 гг США, не состоявшие в ЛН, взяли на себя роль гаранта исполнения плана, согласно Англо-американской Декларации (1923 г) и разработанному на ее основе внутреннему закону США, вступившему в действие после всех положенных процедур американского законотворчества в 1925 г. Это закон до сих пор в реестре действующих в США.
Мне по жизни, особенно, в ее советском периоде, немало доводилось заниматься разного рода проектированием и согласованием проектов. И жизненный опыт показывает, что в ходе проведения проекта возникают непредвиденные и просто неучтенные, недодуманные нюансы, способные изменить структуру проекта, алгоритм его исполнения, а то и – изначальную цель.
И это – когда оперируешь достаточно точно известными, предсказуемыми и контролируемыми процессами: электрическими, химическими, радиационными.
Но что же говорить о процессах историко-политических, в которых в течет, все изменяется, в значительной мере, стиихийно?..
Тут уж, вовсе, как говорится, «гладко было на бумаге…»
Могли ли дипломаты, заседавшие в Сан-Ремо в 1922 г. представлять себе, что через 17 лет заполыхает пламя мировой войны, которую потом пронумеруют «второй». Ведь лучшие умы прогрессивного человечества вопили тогда о «последней» войне, имея в виду недавно закончившуюся, «империалистическую»?
Могли ли эти дяденьки в блестящих цилиндрах, вообразить, что какое-то маргинальное хулиганье, с которым полушутя справляются немецкие шуцмены, через два десятка лет официально, уже от имени государства, заявит об «окончательном решении еврейского вопроса»? И будет яростно претворять его в жизнь…
Или полегче. Например, о волнах демократической политики.
Проект мирового уровня не был застрахован от простой вещи – смены правительства Великобритании и соответствующего изменения ее политики.
А ведь, перед глазами тогда уже маячил пример: Соединенные Штаты, инициатор создания и Лиги Наций, и Британского мандата на Палестину, отказались в Лигу Наций вступать. Почему? А власть в Штатах законно, демократически, перевернулась. Выборы прошли. Как я понимаю, из прожитого опыта – такое не в первый и не в последний раз…
«И восстал в Египте новый Фараон»…
Уж нам-то, свидетелям флуктуаций политики последних лет, как у себя дома, так и, скажем, в заокеанских далях, это вообще должно быть понятно…
Жизнь не укладывается в простые полиномиальные функции…
Поэтому, господа, прежде чем открывать бутылки и садиться отмечать юбилей, давайте задумаемся, а почему юбиляр так нелюбим хронографами, историками, политиками, школярами?
Ведь, это надо же – замолчать столетний юбилей такого великого события?
Ведь, путь нашего народа к воссозданию нашего Государства, это, быть может, отрезок пути к воссозданию Храма? Или нет?
Чем был мандат для евреев – это хоть как-то хорошо или однозначно – плохо, как то впечатление, что создают всяческие официозы?
Давайте подумаем?!
Поздравляю всех со 100-летним юбилеем практической закладки фундамента Еврейского Государства, в котором мы живем!
24 июля 2022 г
Аркадий Красильщиков
24 July, 09:01
Попробуем мыслить так. Моё семейство, за свои кровные, честно заработанные денежки, купило дом в этом поселке. Мы здесь живем. Здесь родились мои внучки. Это мой дом и мой участок земли, на котором он стоит: два небольших садика перед домом и за ним. И я в гробу видел и в белых, даже лакированных тапочках, всю ту сволочь, включая членов ООН и прочих представителей мирового сообщества, любящих оспаривать моё право на крышу над МОЕЙ головой и землю по МОИМИ ногами. Лично обо мне вся эта мишура хитро помалкивает, но я постоянно читаю разного рода доказательства, споры, дискуссии и рассуждения о праве Израиля на тот крайне небольшой участок земного шарика, на котором он расположен. Тем самым, я лично постоянно под судом этой «мировой общественности». Лично меня, мой дом, моё семейство, хотят прихлопнуть не только бандиты из Ирана Газы или Рамаллы, но и разная левая сволочь из Европы, Всю эту гопоту не волнует собственность мистера Смита, Вани Иванова, Генриха Мюллера или Карлсона, который нынче живет на той же крыше, но не с малышом, а бабой в парандже. Нет, их волную именно я, Красильщиков Аркадий, потому что рожден евреем и живу в Израиле. Но дело даже не в их переживаниях на эту тему. Главное, что они и меня постоянно заставляют волноваться, и поневоле интересоваться всякой гнилой, вонючей мразью, из которой и состоит политика. Все эти негодяи, которые тысячелетия держали евреев в черте оседлости, в разного рода гетто, и сегодня никак не могут простить лично мне, что я не раб, не жалкий арендатор, не случайный гость в чужом доме, а гражданин своей страны и хозяин того пространства, на котором обосновался.
Помыслив таким простым и даже примитивным образом, я клянусь, себе и своим читателям, больше не множить разного рода доказательства, что потомки Иакова тоже люди и имеют бесспорное право на свой дом на своей земле. И советую всех, кто снова начнет приставать к вам с подлейшими, хитрыми рассуждениями об «оккупированных территориях», о «палестинском государстве» и прочей мути, послать, куда подальше, проще всего на три буквы, быстрее дойдут.