120 лет назад родился великий мафиозо, сделавший для своего народа куда больше, чем многие eвpeйские богачи с незапятнанной репутацией.
Легендарный еврейский мафиози Меир Ланский всегда говорил, что не хочет умереть, не увидев Иерусалим. Его называли «криминальным гением», потому что, балансируя на грани закона, он так и не преступил черту, ведшую к наказанию.
Я, конечно, не стала бы посвящать текст этому «бухгалтеру мафии», одному из лидеров американской организованной преступности, если бы не его огромные заслуги перед нашим государством и еврейским народом.
Когда большинство европейских стран ввели жесткое эмбарго на поставку вооружения молодому Государству Израиль, а США придерживались нейтралитета, именно Ланский продумал, как нам помочь.
В Штаты после окончания Второй мировой войны понемногу возвращалось вооружение, выделенное Европе и СССР в рамках политики ленд-лиза. Благодаря тесным связям Ланского с начальниками портов Нью-Йорк и Нью-Джерси, этот бесценный груз отправлялся в Хайфу в помощь Израилю. При этом более половины оружия было абсолютно новым.
Через 11 минут после провозглашения государственного суверенитета Израиля Ланский официально перевёл огромную сумму денег на счет нового государства. Сразу после знакового события в истории США — открытия Лас-Вегаса — Ланский обязуется десятую часть прибыли, вырученной от деятельности казино, передавать в пользу Израиля. А когда знаменитый мэр Иерусалима Тедди Коллек тайно закупил в США пять жизненно необходимых Израилю самолетов, таможня, по «просьбе» Ланского, «не заметила» контейнера, в котором оправлялись в Израиль детали этого груза.
Считается, что именно Ланский оплатил оружие на «Альталене». Несмотря на все заслуги, проживавшему в Израиле в 1970-72 гг. Ланскому отказали в просьбе репатриироваться в Израиль согласно ЗОВ. Ему пришлось вернуться в США, где он предстал перед судом за неуплату налогов. Внук Ланского считает, что в гражданстве ему было отказано по просьбе президента Ричарда Никсона. Но Ланский никогда не обижался на Израиль, а во время Войны Судного дня пожертвовал Израилю миллион долларов.
Меир Ланский — прототип многих литературных героев. В том числе — Меера Вулфшима в книге Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».
* * *
Кое-какие дополнительные факты позаимствуем из Википедии.
В 1939 году в порт Гаваны должен был прибыть корабль с еврейскими беженцами, спасавшимися от нацистских гонений в Европе. Власти пытались развернуть судно, однако Ланский предложил заплатить по 500 долларов из своих денег за их расселение. Предложение приняли и расселили беженцев, а чиновники из миграционной службы получили вознаграждение от Ланского.
В начале 1947 года Ланский стал одним из тех, кто поддержал воссоздание еврейского государства на территории подмандатной Палестины — он начал тайно переправлять оружие из портов Нью-Йорка и Нью-Джерси, поставлявшееся по ленд-лизу странам Антигитлеровской коалиции, в порт Хайфы, где его получали все еврейские военизированные организации. Именно Ланский не позволил снабжать огнестрельным оружием армию Египта, воевавшую против израильской армии, и всех его арабских союзников.
Со временем на Ланского начали давить ФБР и журналисты, которые отслеживали каждый его шаг в 1950-е и 1960-е годы и назвавшие его «боссом боссов мафии». В ФБР пытались найти повод, чтобы арестовать Ланского и предъявить ему обвинения в преступлениях в коммерческой сфере — однако долгое время ни отслежка его маршрутов, ни прослушка телефонных разговоров, ни обыски в квартире Ланского ничего не давали. Более того, директор ФБР Эдгар Гувер сам враждовал с Ланским после того как тот организовал тайную съёмку на конспиративной квартире Гувера, и на основании съёмки обвинил последнего в мужеложстве.
В 1970 году Ланский покинул США, спасаясь от неуплаты налогов, и после прибытия в Израиль был приглашён на аудиенцию к Голде Меир, с которой у него установились дружеские отношения. Туристическая виза действовала в течение двух лет, а сам Ланский подлежал выдаче как подозреваемый в преступлениях и не смог остаться в Израиле до конца жизни. В ноябре 1972 года он покинул Израиль. Попытки Ланского скрыться за рубежом не привели ни к чему: его готов был пригласить президент Парагвая Альфредо Стресснер, но в аэропорту Рио-де-Жанейро Ланского перехватили агенты ФБР и доставили в Майами.
Винсент «Жирный Винни» Тереза свидетельствовал на суде против Ланского: последнего обвиняли в неуплате налогов, но в 1974 году судебный процесс закончился оправданием Ланского. Его лишили паспорта и права выезжать за границу. Ланский переселился на своё ранчо Империал-Хаус в Майами-Бич, где и провёл последние годы своей жизни. Известно, что практически каждое утро он выходил на прогулку с собакой и прохаживался по Коллинс-авеню, ведя образ жизни скромного пенсионера.
15 января 1983 года он скончался от рака лёгкого, находясь в окружении семьи.
В первом браке супругой Меира стала Анна Цитрон, с которой он развёлся в 1946 году и которая родила ему сыновей Бернарда (Бадди) и Пола и дочь Сандру.
Второй супругой стала Тельма Шир (Шварц), маникюрша в одной из гостиниц Мидтауна, с которой он прожил до конца своих дней.
Сын Меира Ланского Пол окончил военную академию Вест-Пойнт, дослужился до звания капитана армии США и участвовал в Корейской войне, после отставки стал преподавателем. Сандра получила высшее образование и стала женой предпринимателя.
ФБР полагало, что на банковских счетах Ланского находилось порядка 300 миллионов долларов США, но ничего не смогло найти — по документам Ланский был почти нищим. Биограф Меира, Роберт Лейси, описывает, что прежде невероятно богатый человек, Меир разорился в последние 20 лет жизни и даже не смог собрать средств, чтобы вылечить одного из своих сыновей.
Биограф полагает, что прямых доказательств того, что Ланский был воплощением зла и главным элементом механизма американской мафии, не было. Более того, сами родственники утверждали, что богатство и влияние Ланского были искусственно раздуты. Внучка его второй жены рассказала писателю Ти Джею Инглишу, что у Ланского остались только 57 тысяч долларов США наличными, а её дед утверждал, что все его средства пропали на Кубе.
Только в 2015 году внук Ланского, Гэрри Рапопорт, обратился к властям Кубы с просьбой компенсировать стоимость гостиницы «Ривьера», которую его дед построил в Гаване.
Хэнк Мессик из газеты «Miami Herald», который долгое время расследовал деятельность Меира Ланского, писал, что секрет к пониманию поступков Ланского лежал в его окружении. Прокурор Манхэттена и ФБР Роберт Моргентау считал, что Ланский переводил деньги на фиктивные счета и жил под другими именами, а на счёт со своим собственным именем всегда клал небольшую сумму денег, чтобы отвести подозрения. Однако ни историки, ни экономисты, ни криминалисты до сих пор не установили, сколько именно средств принадлежало Ланскому.
В 2010 году Сандра Ланская сказала, что её отец перевёл 15 миллионов долларов в начале 1970-х годов на счёт брата, поскольку имел серьёзные проблемы с Налоговым управлением США. Как бы то ни было, ни одно из уголовных дел против Ланского не сработало. К сожалению, нежелание властей Израиля ссориться с Соединенными Штатами помешало осуществиться иерусалимской мечте «бухгалтера мафии» — Меиру Ланскому.
Рина ЖАК, глава издательства «Меркур»
isrageo.com