Окончание.
Начало в № 818
Шквал протестов из-за массовой резни пронесся по США, Европе и Африке.
Р. Трухильо хотел заполучить в страну образованных и деловых людей. Кроме того, американские евреи обязались выплачивать Доминиканской Республике по 5 тысяч долларов за каждого беженца. Но при этом диктатор поставил условие: Доминиканская Республика будет принимать только семейные пары и молодых мужчин. Поэтому в 1939 году Трухильо не принял беженцев с печально известного корабля из-за того, что там было много женщин, детей и стариков.
Обустройством еврейских беженцев занимались не столько власти страны, сколько «Агро-Джойнт» (Jewish Agriculture Community in New York — «Agro-joint»). С этой целью было зарегистрировано в Доминиканской Республике Dominican Republic Settlement Association (DORSA). На счет ДОРСА из США еврейские организации переводили деньги на покупку земли в районе между городами Сосуа и Сабенте, на приобретение сельскохозяйственного инвентаря, животных и прочие расходы.
В мае 1940 года в город Сосуа прибыла первая группа еврейских беженцев: 27 мужчин, 10 женщин и один ребенок по имени Денни Хербер. В середине сентября того же года в Сосуа прибыли еще 54 спасенных немецких еврея. В октябре пришло судно из Лиссабона с 44 евреями из Германии, Чехословакии и Австрии. Всего до конца 1940 г. в Сосуа прибыли 170 беженцев. Еще столько же добрались сюда в 1941 г. В 1942 г. количество беженцев в этом городе возросло за счет прибывших из Вены и Люксембурга, а общее количество евреев составило 571 человек.
К несчастью, фашистские подводные лодки потопили в Атлантическом океане несколько судов с еврейскими беженцами, которые надеялись укрыться в Доминиканской Республике.
В 1947 году в Сосуа прибыла группа немецких евреев из Шанхайского гетто, о котором я уже писал в «Еврейском Мире» № 722.
Поначалу беженцы организовали кибуц — по типу израильских. Строились жилые дома, сельскохозяйственные сооружения, системы водо- и электроснабжения, канализационные сети и очистные сооружения. Проблемой стало то, что большинство беженцев были жителями городов, незнакомые с сельскохозяйственным производством. Поэтому жизнь поселенцев была трудной, но тяжелый труд фермеров постепенно принес плоды. Все усугубляла малярия. Тем не менее еврейская комьюнити увеличивалась за счет естественного прироста.
Далее последовало строительство медицинской клиники, которая начала обслуживать еврейских поселенцев и местных жителей. Это подняло авторитет евреев среди обитателей Сосуа. Затем построили синагогу и школу. К 1950 году были построены гостиница, кинотеатр и дороги к фермам, синагога и еврейский музей.
Р. Трухильо с гордостью показывал иностранным гостям еврейский комплекс в Сосуа и пропагандировал подобное строительство в других городах. Кроме того, он использовал зарождение еврейского поселения в своей стране как пропагандистский шаг. И вправду, нищая Доминиканская Республика приняла несколько сот евреев, а высокоразвитые страны отказались.
Но жизнь в тропическом климате и непривычный род деятельности были мучительными. Поэтому после окончания Второй мировой войны часть евреев уехали в США и Израиль. И все же 50 семейных ферм производили молоко и сыры, выращивали скот на мясо и продукты из него. Продукция еврейских ферм считалась в стране деликатесом.
Всяческого уважения заслуживает создание еврейского музея в Сосуа и архива при нем. Здесь хранятся вещи первых еврейских беженцев 1940-х годов и документы. Не осталось следов только от семи семей, прибывших до 1950 года. Все остальные семейные истории более или менее подробно представлены в еврейском музее и архиве. Сотрудники музея ведут летопись жизни еврейской комьюнити Сосуа. Экспозиция музея рассказывает о повседневной и религиозной жизни местных евреев на протяжении более полувека до сегодняшних дней.
К сожалению, в США, несмотря на сотни тысяч беженцев из Советского Союза, начиная с 1970-х годов, до сих пор не нашлось средств на организацию подобного музея.