Первой нашей семейной покупкой в Израиле был телевизор. Жена привела веский аргумент: дочка будет все время дома. Однако телевизор не помог. Дочка дома не сидела. Жена целый день работала, а я значительную часть суток посвящал просмотру телевизионных программ. Западные фильмы, в которых половину игрового времени показывают, как одни убивают других, а половину наоборот, вызывали жуткую ностальгию. Советские фильмы «Сталевары», «Волга-Волга» и другие казались по сравнению с этими невероятно интеллектуальными. В итоге я почти весь день смотрел спортивные передачи. Особенно любил теннис и баскетбол.
Почувствовав, что пропадаю, стал просить жену подарить кому-нибудь наш телевизор. Она была неумолима:
– Полчаса в день я имею право смотреть. Если ты не хочешь – не смотри!
Я пожаловался раву Райсу. Он удивленно заметил:
– Наверное, ты плохо учишься дома, иначе ты бы вообще не замечал этого ящика.
Чем больше я понимал, что это «яд», тем больше его пил. Однажды, рассердившись на себя, вырвал розетку. Был конфликт с женой. Брат встал на ее сторону. Пришлось унижаться и восстанавливать. Наконец я пришел к раву Моше Эльяшиву и излил все свои горести. Рав, выслушав меня, сказал:
– Надо по-умному, – и умолк.
Несколько дней я безуспешно пытался расшифровать слова рава. Обычно его указания были вполне конкретными. Наконец, меня осенило: ты же дипломированный инженер-электрик! Гарантийный срок телевизора как раз закончился. Я поставил в него мощный предохранитель и потом стал выдергивать и снова вставлять шнур в розетку. Телевизор был китайский, но мужественно сопротивлялся моей агрессии. На 92-й раз он перегорел. Я вернул прежний предохранитель и стал ждать жену. Она подозрительно на меня посмотрела. А я сделал невинное лицо. Вызванный ею телемастер сказал, что дешевле будет купить новый. Я не возражал, но сказал жене:
– Китайские телевизоры – дрянь! Поднакопим денег и купим японский!
Денег в то время не хватало, а когда они появились, желание смотреть телевизор пропало вообще. Так мы и живем до сих пор.