«Листы скорби» — так называется цикл рисунков, созданных московским художником Геннадием Михайловичем Добровым во время его специального посещения нацистских лагерей смерти в 1994 году, которые экспонируются на выставке в Организации Объединенных Наций, посвященной Дню Холокоста.
27 января, как известно, решением ООН объявлено днем Холокоста, днем памяти жертв беспримерной в истории трагедии — уничтожении трети еврейского народа, шести миллионов ни в чем не повинных людей — цвета современной цивилизации.
В тот уже далекий январский день 1945 года батальон Советской армии, которым командовал бесстрашный офицер майор Анатолий Шапиро, освободил оставшихся в живых узников освенцимского пекла. Думаю, что это не случайный эпизод. В том, что историческую акцию совершил сын еврейского народа, великое знамение. Многим из нас посчастливилось знать этого замечательного человека, активного члена нашей иммигрантской общины, который недавно покинул этот мир. Мир его праху. Знаменательно и то, что спустя шестьдесят (!) лет ему было присвоено звание Героя.
Шестьдесят лет понадобилось миру, чтобы осознать масштаб горя нашего народа и значение потери для всего цивилизованного человечества. Запоздалое сочувствие. В День Холокоста мы еще и еще раз вправе спросить человечество: люди, где вы были, когда уничтожали ваших соседей, ваших братьев, когда уничтожали народ, который дал вам веру, в основе которой лежит любовь к ближнему. Почему отказались от великой Заповеди? Почему не предотвратили, почему не спасали? Почему, наконец, союзные войска, в том числе могущественная воздушная американская армада, не бомбила газовые камеры, крематории, лагеря смерти, не спасли хотя бы тех, кого еще можно было спасти? Почему?! Президент Буш только недавно выразил сожаление по этому поводу. Всего лишь сожаление.
В эти скорбные дни мы в который раз терзаем себя мучительным вопросом где был наш Б-г, когда у бесчисленных яров Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран Восточной Европы открыто, публично, бездушно и методично расстреливали евреев. Я не раз слышал ответ:
Б-г тогда плакал. Разве пристало Всемогущему беспомощно плакать?
Эти тяжелые мысли и чувства еще с большей остротой возникли на выставке рисунков художника Геннадия Доброва в ООН. Рисунки цикла «Листы скорби» выполнены на хорошем профессиональном уровне.
Несмотря на высокие художественные достоинства зарисовок уголков лагеря Терезин, крематориев, газовых камер и других ужасных свидетельств фабрик смерти, они немного добавили к нашим знаниям об истории Холокоста. Казалось, что мы были подготовлены к восприятию выставки, но на этот раз нас потрясли благородный подвиг художника, его гражданское мужество, его страдающее сердце.
В творчестве Геннадия Доброва таких подвигов немало. Он вырос в замечательной семье художников, ученик выдающегося графика, академика Е. А. Кибрика, у которого получил не только прекрасную профессиональную подготовку, но и уроки гуманизма. Он не мог молчать, когда в мире творится зло. Им создана графическая серия «Автографы войны» об инвалидах Второй мировой войны, живших в домах для инвалидов на острове Валаам, в домах инвалидов Сахалина и других. На острове Валаам он прожил три месяца. Цикл рисунков «Афган» художник создал в Афганистане. В 1994 году Геннадий Добров предпринял поездку по известным фашистским лагерям смерти в Польше, Германии, Чехии, где создал более ста рисунков с натуры — вещественные доказательства Холокоста. Часть работ составляет выставку в ООН.
Печальна история этого художественного собрания. Художник подарил все рисунки московскому музею Отечественной войны, где они хранятся в запаснике. Альбом до сих пор не создан, рисунки в России нигде не выставлялись. Во время встречи с представителями нашей общины в ООН художник с горечью заметил: «Когда через пятьдесят лет после трагедии еврейского народа я был в Освенциме и в других лагерях смерти, там я встречал одиноких паломников и группы людей из разных стран и континентов. Экскурсантов из России не встречал. Я спрашивал служащих музеев-лагерей, бывают ли представители России, но мне отвечали, что не видели».
В беседе со мной Геннадий Михайлович сказал, что выставка стала возможна благодаря щедрому спонсорству Всемирного конгресса русскоязычного еврейства и лично его президента Б. И. Шпигеля. Реквием мудрого художника из России должен быть услышан во всем мире и, конечно же, в России.
Выставка в ООН еще раз напомнила, что в мастерских художников иммиграции накопились прекрасные полотна о Холокосте, среди них есть картины высокого трагического звучания. После короткого показа на случайных выставках, к стыду еврейских музеев и других организаций и фондов, картины художников продолжают пылиться в тесных квартирах мастеров. Нужно ли удивляться, что произведения о Холокосте не интересуют галереи за пределами США.
В нашей многотысячной истории страданий трагические события отмечаются постами. День Холокоста не знает равных в мировой истории, и пост был бы данью жертвам и уроком грядущим поколениям.