Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
(22.06-22) После позавчерашнего объявления лидерами правящей коалиции Беннетом и Лапидом о досрочном завершении деятельности нынешнего правительства — что справедливо было воспринято как общенациональный праздник (см. на сайте материал «Пилите, Шура, пилите!» — 21.06.22) и как большая победа — страна начала готовиться к досрочным выборам. Которые, если представителям правого лагеря в Кнессете не удастся объединиться, создав альтернативное правительство, пройдут ориентировочно 25 октября с.г. Представители израильских партий, представленных в Кнессете, высказали свое видение перспектив представляемых ими партий в будущем составе Кнессета. Ряд действий нынешнего кабинета приостановлен в связи с его новым переходным статусом. В частности, юридическим советником правительства сегодня был временно «заморожен» процесс предварительного отбора министром обороны кандидатов не пост следующего начальника Генштаба, (сейчас эту должность занимает генерал Авив Кохави (см. на сайте материал Как надо воевать — 25.07.19). Тем не менее, по каким-то (очевидным образом не связанным с военными нуждами) причинам, министр обороны уходящего правительства, левый политик Бени Ганц, старается успеть как можно быстрее завершить процедуру отбора нового кандидата и еще до окончания своей каденции не посту министра обороны, утвердить на эту должность человека, наиболее полно отвечающего его воззрениям и требованиям.
Вчера в СМИ появились результаты первых предвыборных опросов общественного мнения, освещающих политическую ситуацию, сложившуюся в стране.
До истечения срока полномочий нынешнего главы Генштаба ещё достаточно времени.
Несмотря на огромное политическое значение такого события, как роспуск Кнессета и отставка кабинета, едва ли не важнейшее для Израиля и его будущего событие — немедленная приостановка форсируемого уходящим министром обороны, выбора нового начальника Генштаба. Будучи провальным политиком, предпринимателем-неудачником и достаточно серым военным руководителем, — нынешний министр обороны Бени Ганц обладает всеми возможностями и способностями для того, чтобы выбрать на ключевую военную должность в Израиле человека, наименее подходящего для этой должности. Такого же серого, бездарного и провального, как и он сам. И это было бы самой худшей услугой, которую мог сделать Израилю нынешний министр обороны напоследок. Израиль, особенно сегодня, менее всего может позволить себе бестолкового и бездарного начальника генштаба ЦАХАЛа. И последствия подобного выбора — если юридический советник правительства в конце концов разрешит ему завершить начатое — могут весьма дорого обойтись еврейской стране. Что касается политической ситуации сложившейся в Израиле накануне досрочных выборов, то и здесь далеко не всё так радужно, как нам хотелось бы. Прежде всего, в ходе попыток создать альтернативное правительство без новых выборов, мы вынуждены наблюдать прискорбную неспособность депутатов входящих в, называющие себя «правыми», партии «Ямина» и «Тиква Хадаша» встать выше своих политических и личных амбиций, признать очевидные ошибки, связанные с «бойкотом Нетаниягу» и объединиться в единую правую коалицию. Если бы такое объединение произошло, тяжелейший политический кризис, который переживает Израиль вот уже три года, был бы немедленно разрешен, а необходимость в досрочных выборах бы отпала сама собой. Демонстрируя неспособность совершить этот, спасительный для правого лагеря и всей страны шаг, «правые» депутаты, прежде всего, подписывают политический приговор сами себе. Не менее тревожным «звоночком» являются результаты практически всех проведенных к настоящему времени опросов. Согласно им, национально-религиозный лагерь во главе с Ликудом и Нетаниягу не получает большинства голосов, необходимых для создания правой коалиции. И это несмотря на резкое увеличение электорального потенциала самого Ликуда на 5-6 депутатских мест, — до 35-36. Согласно опросам, правый блок получает 59-60 голосов в Кнессете из 120. И несмотря на то, что левые партии в совокупности имеют лишь 55 голосов, и несмотря на то, что большинство (более 43%) избирателей, по-прежнему, считают Нетаниягу лучшим кандидатом на пост премьера, — это все не имеет практического значения. Значение имеет лишь способность мобилизовать большинство депутатов Кнессета для формирования коалиции. Можно сказать, что правый лагерь вплотную приблизился к этой цели, — для получения минимального большинства «блоку Нетаниягу» сегодня необходимы 1-2 голоса. Но это, увы, вовсе не выглядит как обещание однозначной и убедительной победы правого лагеря на ближайших выборах.
Парадоксальным образом, достижению цели получения правыми 61 депутатского мандата мешает… провозглашение этой цели: получить 61 депутатский мандат. Начнём с того, что многие десятилетия получение большинства лишь в один голос — считалось для любой коалиции «победой», которая сродни поражению. Понятно почему: правительство опирающееся на один решающий голос, — это как человек, стоящий на одной ноге, вместо двух. В такой коалиции каждый элемент конструкции является «несущим», от каждого депутата в решающей степени в каждый момент зависит судьба коалиции. Трудно ожидать, что в такой ситуации какой-либо из депутатов или несколько из них устоят перед соблазном шантажа своих коалиционных партнёров. Чем это грозит для коалиции хорошо видно из истории последних месяцев в Кнессете. Кроме того, проблематичность призывов к достижению заветной цели: 61 голосу в Кнессете, явным образом противоречит имеющемуся у правого лагеря Израиля электоральному потенциалу, который уже сейчас оценивается как минимум в 70 депутатских мест. Можно с уверенностью сказать, что призывы и публичное высказываемые надежды политиков правого лагеря, мечтающих о 61 депутатском мандате как о «манне небесной» и величайшем чуде, — в буквальном смысле подрубают шансы правой коалиции получить большинство в Кнессете. Давно известно, что если не стремиться к максимуму возможного, и не бороться за него всеми силами, — очень мало шансов получить даже минимум. Поэтому правым лидерам Израиля можно посоветовать лишь одно: как можно скорее забыть цифру 61, никогда её больше не произносить, и даже не думать о том, что победа правого лагеря Израиля может принять столь жалкие формы. «Минимальный минимум», на который может и должен рассчитывать правый лагерь и к которому он единодушно должен стремиться, это 65 депутатских мест в Кнессете, которые дадут возможность сформировать устойчивое однородное правительство национально- религиозного лагеря, которое, наконец, возьмётся восстанавливать Израиль из руин лево-арабского правления. При этом, результатом выборов, максимально адекватным и отвечающим реальным настроениям большинства еврейских граждан Израиля, явятся 68-70 мест в Кнессете у правого лагеря. Именно к достижению этой цели и следует стремиться. И тогда она «вдруг» станет вполне достижимой.
По опросам 60-61 голос правых — это без учёта 5-6 голосов партии Ямина Беннета. Эта правая партия, вроде, не больна безумием «рак но Биби» — «только не Биби».
Так что имеет место арифметическая ошибка.
Но вызывают опасение 4 месяца под руководством Лапида. Сколько вреда он принесёт?
Поэтому желательнее новая композиция правительства без выборов. Но тут мы упираемся в партии «рак но Биби».