Пресс-секретарь ХАМАСа в интервью лондонской газете «А-Шарк Аль-Аусат» сказал, что отчет Винограда придаст Ольмерту больше гибкости на переговорах по освобождению Гилада Шалита, но в Минобороны подозревают, что ХАМАС вовсе не стремится к завершению сделки.
Источники в министерстве обороны сказали корреспонденту «Джерузалем Пост», что главари ХАМАСа удерживают Гилада Шалита в качестве страхового полиса, защиты от возможных атак ЦАХАЛа.
«Шалит — страховка для главарей ХАМАСа. Пока они удерживают его, Израиль не будет их уничтожать, — сказал представитель министерства обороны. – Как только он будет освобожден, у ХАМАСа исчезнет сдерживающий нас фактор».
Востоковед, доктор Давид Букаи, в интервью «Седьмому каналу» сказал в свое время, что ХАМАС заинтересован сохранить Гиладу Шалиту жизнь, но никак не заинтересован в его освобождении. Если бы ХАМАС мог, он держал бы его в заложниках до бесконечности. Переговоры об освобождении Гилада Шалита делают ХАМАС полноправным и даже законным участником некоего дипломатического процесса, к нему обращаются, как к равному представители различных стран, Шалит является фактором сдерживания ЦАХАЛа. Поэтому ХАМАС заинтересован оставить Гилада Шалита в живых, но при этом затягивать переговоры об его освобождении до бесконечности, выдвигая самые фантастические условия.
В окончательном отчете комиссии Винограда содержалось внятное предостережение от попыток заключить «безумные следки» по освобождению пленных солдат, поскольку это только подталкивает террористов на новые похищения.
Межминистерская комиссия должно обсуждала, каких террористов считать «с кровью на руках», а каких нет, и кто опаснее, террористы, совершившие убийство и отсидевшие немалый срок, или бандиты, недоделавшие свое дело и мечтающие исправить свою «ошибку».
Комиссии на рассмотрение был передан список из 450 террористов, но окончательно утвердить список на освобождение комиссия еще не может, как критерии пока не выработаны.
В состав комиссии во главе с вице-премьером Хаимом Рамоном входят министр иностранных дел Ципи Ливни, министр внутренней безопасности Ави Дихтер, министр юстиции Даниэль Фридман и министр без порфеля Ами Аялон.
Во время заседаний выявились огромные разногласия между главой ШАБАКа Ювалем Дискиным и ответственным за ведение переговоров при министерстве главы правительства, Офером Декелем. Декель хочет существенного ослабления критериев, а Дискин возражает.
Рамон склоняется к поддержке Декеля, по некоторым слухам премьер-министр Ольмерт готов проявить гибкость, но его канцелярия отрицает, равно как и предположения о том, что относительно мягкий отчет расчистил дорогу для переговоров по освобождению Шалита.
Список кандидатов на освобождение был передан Ольмерту еще 10 января, но на утверждение кабинета министров еще не выносился.
В канцелярии премьер-министра говорят, что работа над освобождением заложников началась еще до публикации отчета Винограда. Вопрос освобождения заложников не обсуждался на заседании кабинета министров, и дата его обсуждения постоянно откладывается.
В отчете Винограда имеется особая глава «Похищение как стратегическая угроза». Члены комиссии написали, что отсутствие четко разработанных положений на случай похищения солдат «является стратегической ошибкой и даже ослабляет Израиль. Пока мы кажемся уязвимы, цена за освобождение солдата все время повышается, и увеличивается мотивация к новым похищениям».
В отчете в качестве примера приводится четко заявленная политика Соединенных Штатов об отказе от ведения переговоров с террористами, что свело к минимуму похищения американских солдат. Комиссия Винограда рекомендовала Израилю поддерживать диалог с союзниками и сформулировать совместную политику, пользующуюся поддержкой международного сообщества и соответствующую нормам международного права.
В пятницу Халед Машаль через итальянский журнал «Панорама» передал, что Гилад Шалит чувствует себя хорошо, к нему хорошо относятся, а операции ЦАХАЛа в секторе Газы только подрывают шансы на его освобождение. «Гилад Шалит жив. Он здоров, и о нем заботятся», — сказал террорист.
Седьмой канал
Опубликовал: