— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Очень надеюсь на Ваш ответ, так как эта проблема затрагивает всё человечество, в том числе и еврейский народ. К сожалению, в последнее время нравственность потеряла свой «авторитет», произошла некая подмена понятий, и сейчас нравственность, искренность, миролюбие, честь и прочие присущие человеку качества воспринимаются как что-то постыдное, чуждое и вышедшее из «моды». Как при этом можно воспитать достойного сына или дочь? Я понимаю, что нужно воспитывать детей, обучать Торе и заповедям Творца. Но из жизненного опыта и воспоминаний понимаешь, что это не всегда помогает.
Ицхак. Израиль
— В каждом поколении, и 100 и 200 лет назад, не было, мягко говоря, удовлетворенности общим уровнем общественной «нравственности». Однако же в каждом поколении, как известно, появлялись люди высочайшего духовного уровня, обладающие лучшими человеческими качествами. Появлялись и другие. Ведь люди во всех поколениях — самые разные. Так что, в этом смысле в наши дни, по сравнению с прошлым, мало что изменилось. Теперь, прежде чем продолжить наш разговор, уточним, что нравственность, искренность, миролюбие, честь и т.д. — не «присущие человеку качества», но свойства души, которые надо в человеке развивать. И если этим всерьез не заниматься или направлять полученные детьми Свыше задатки в «противоположную сторону», те же свойства могут обернуться безнравственностью, лицемерием, враждебностью, бесчестием и т.п. Конечно же, большинство родителей стремятся вырастить детей достойными людьми (и это их обязанность перед Творцом мира). И нам следует понимать, что одно из основных средств, способствующих формированию в душе ребенка позитивных качеств — родительское воспитание, пропитанное идеей активного приобщения ребенка к миру еврейской духовности. Но осуществить такую задачу очень непросто. Возникает множество вопросов. На каком духовном уровне находятся сами родители? Какой пример подают ребенку отношениями в семье и с окружающими? Какими воспитательными методами они пользуются? Учитывают ли индивидуальные особенности собственных детей? В какой атмосфере растет ребенок вне дома (школа, друзья, родственники, соседи)? И т.д. и т.п. Когда-то дети (лет 200 назад и более), рожденные в еврейской семье, живущей в достаточно замкнутом еврейском окружении, были в определенной степени защищены от внешнего мира. И у родителей, которые правильно воспитывали их, были, пусть и не «гарантированные», но вполне реальные шансы на то, что они пойдет дорогой отцов. Путями, которые открыл нам Творец мира в Его Торе, ориентируясь на законы Торы, которые настраивают человека на добро, формируя в нем высокие идеалы, истинные ценности, позитивные нравственные качества. Мы же живем в гораздо более трудные времена. Особенно трудные отому, что сегодня окружение человека, безусловно, влияющее на формирование его качеств, представлений о себе и о действительности — весь мир. Ибо перед каждым открыты широчайшие возможности получения самой разнообразной, зачастую активно влияющей на умы и сердца информации, которую поставляют радио, телевидение, Интернет.
И самое мощное современное средство негативного воздействия на личность, на мой взгляд — сравнительно недавнее изобретение, которое носит название «социальные сети». Когда каждый в любой точке планеты может стать не только потребителем, но и производителем информации, и связан с тысячами (а то и с десятками тысяч) людей. Такое доступное любому виртуальное общение поглощает массу времени, а принятый в «сетях» стиль обмена информацией и в самом деле создает впечатление, что высокие человеческие ценности — утеряны. Ибо среди главных черт этого стиля — скандальность, эпатаж, психологический эксгибиционизм и т.п. Чем скандальнее твои высказывания, фотографии и видеоклипы в «сети», тем больше внимания уделяют тебе «пользователи» со всех концов света. И тебе уже кажется, что ты — в центре всего. Что, как очевидно, взращивает в человеке эгоцентризм, разрушительно действует на душу, смещая и искажая фундаментальные представления о человеческих взаимоотношениях. И, как одно из последствий — значимо понижает авторитетность людей, с которыми «запутавшийся в сетях» человек контактирует в реальной жизни. В том числе — и родителей, которые в восприятии собственных детей становятся едва различимыми, «крошечными звездочками» на бескрайнем интернетовском небосклоне. И их «удельный вес» (мнения, наставления и прочее) в такой ситуации сводится к уровню «дай-купи». Но все это не означает, что мы бессильны перед обстоятельствами. Тут очень важно осознать, что новая реальность требует и новых, более разумных и осторожных подходов к проблемам воспитания.
Многие родители, чтобы высвободить себе личное время, сажают своих совсем еще маленьких детей перед телевизором, специально для них инсталлируют игры для младшего возраста в компьютере. Из приведенных выше разъяснений, полагаю, понятно, что развивать в ребенке привычку к таким вещам не следует. Центром, основными ориентирами для ребенка буквально со дня его рождения должны стать его родители. А это накладывает на них и особую ответственность.
Обучать ребенка Торе и заповедям — мало. Чтобы привить ему истинное стремление к духовности, к традиционным еврейским идеалам и ценностям, им, родителям, и самим надо иметь такое стремление и такие идеалы, постоянно наращивая собственный духовный потенциал, повышая свой духовный уровень, а вместе с ним — и духовный авторитет. В том числе, и в быту, в повседневности — соблюдением наших заповедей и законов. Залогом установления прочных доверительных отношений с детьми, укрепления в их глазах авторитета родителей могут и должны стать правильно выбранные воспитательные методы. Из их числа следует вычеркнуть запугивание, окрики, давление, попытки купить послушание ребенка. На позитивный эффект можно в той или иной степени рассчитывать, когда родители строят общение с детьми на их положительных чертах и проявлениях. Ребенку необходимо ощущать исходящее от родителей тепло и уверенность, что папа и мама его любят (детям, кстати сказать, нужны достаточно частые словесные подтверждения любви — сопоставлять это чувство с родительскими заботами о них они еще не умеют)… Все это, вместе взятое, может повысить вероятность того, что родителям удастся вырастить детей хорошими людьми, достойными сыновьями своего народа, преданными Торе и нашей традиции.
Отвечает Рав Элиягу Эссас