Бехукотай
В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых — побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету — арахин, когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной стоимости», стоимости своего скота, дома или другой собственности.
***
«Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, то дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой…» (26:3-4). Наша цель в этом мире — накапливать заслуги для вступления в Олам а-ба, Мир грядущий. А пропуском в него служат выполненные нами заповеди.
Однако вы можете прочесть Тору, что называется, от корки до корки и не найдете ни одного конкретного упоминания о награде за исполнение мицвот в Мире грядущем. Тора изобилует обещаниями наград в этом мире: дожди будут выпадать вовремя и в изобилии; земля будет давать щедрый урожай; ветви фруктовых деревьев будут сгибаться под тяжестью плодов; мы будем жить на своей Святой земле в довольстве и безопасности; никто не будет бояться отправлять утром детей в школу. Короче, нам обещаны мир, уверенность в завтрашнем дне и материальный достаток.
Почему же в Торе нет обещаний награды в грядущем мире за выполнение заповедей, хотя их больше, чем достаточно для этого мира?
Попробуем ответить. Все награды и наказания в этом мире мы получаем посредством скрытых чудес. Если молодой еврей съел чизбургер с беконом и вскоре умер, никто особенно не удивится и не свяжет между собой эти два события. В конце концов, человек может умереть и раньше, даже если он не ел чизбургер. Умирают даже невинные дети…
Возьмем другой пример. Еврей дал цдаку, пожертвование, и вскоре разбогател. На первый взгляд, одно другого не касается. Ведь на свете есть много людей, которые не дают цдаку, но получает огромное наследство или выигрывают умопомрачительные суммы в лотерею.
Скрытое чудо состоит в том, что Б-г изменил судьбу этих двух людей: съевший чизбургер должен был прожить до старости, но за свой грех умер досрочно; а давшему цдаку было предначертано жить в бедности, но своей мицвой он заслужил богатство.
Произошли два чуда, но не явные, а скрытые. Все случилось как будто естественным образом. Но если бы наша жизнь подчинялась только естественным законам, то действия человека никак не влияли бы на его судьбу. Ведь каждый из нас появляется на свет под определенным созвездием, на иврите мазаль. У каждого своя судьба, данная ему от рождения. Одному предстоит жить долго, другому оставаться бедным до самой смерти. Без вмешательства Высшей силы, без скрытого чуда, поступки человека, хорошие или плохие, не отразились бы на его судьбе.
Вот почему Тора столь подробно сообщает нам о тех результатах, которые ждут нас за выполнение или невыполнение заповедей. Ведь это действительно чудо, когда наши действия влияют на события в этом мире, управляемом мазалот и природой.
Что же касается грядущего мира, здесь все ясно: наши прижизненные поступки неизбежно будут иметь последствия, когда мы перейдем рубеж между жизнью и смертью. Торе не надо указывать, какие награды и кары ждут нас по ту сторону бытия, поскольку и так ясно: те, кто посвятил себя духовным ценностям и верно служит Б-гу, обязательно получат духовную награду. С другой стороны, получить награду в этом мире за духовный труд — изучение Торы и выполнение мицвот — может показаться неестественным.
Вот почему Тора сообщает нам о наградах за духовные достижения, которые мы получим при жизни. Иначе мы бы сами не догадались об их существовании: о том, что верность Б-гу и Его законам может вознаграждаться материально.
В обратном отсчете
«И Я вспомню союз Мой с Яаковом, и союз Мой с Ицхаком, и союз Мой с Авраамом, и страну (тоже) вспомню» (26:42). В этом утешительном обещании привлекает внимание обратный порядок перечисления трех праотцев еврейского народа: от самого младшего к самому старшему, от внука к деду. Комментатор «Бааль а-турим» объясняет, что тем самым Тора ретроактивно напоминает об их заслугах: спасительная цепочка заслуг тянется от нас вначале к Яакову, затем к его отцу Ицхаку и в конце к первому еврею Аврааму.
На иврите этот стих звучит так: «Ве-захарти эт брити Яаков, ве-аф эт брити Ицхак, ве-аф эт брити Авраам эзкор…». Повторяющийся союз «аф…аф» (и…и) означает также «гнев» и предшествует лишь именам Ицхака и Авраама. Перед именем Яаков его нет. Это потому, продолжает «Бааль а-турим», что Б-гу было не за что гневаться на Яакова: у нашего третьего праотца все двенадцать детей, основатели колен Израилевых, были праведниками. Такая большая заслуга отвращает Б-жественный гнев.
К сожалению, Авраам и Ицхак не могли похвастаться подобным достижением. Первый произвел на свет Ишмаэля, второй — Эсава. Хотя злодей Ишмаэль вернулся к концу жизни на путь праведности, сделал тшуву, его потомки-мусульмане перечеркнули эту заслугу. Сегодня они с лихвой превзошли потомков Эсава, христианские народы, по части лютой ненависти к еврейскому народу. Их готовность к самопожертвованию ради убийства как можно большего числа евреев не знает аналогов в истории.
Поэтому расстановка «гневных» союзов «аф…аф» вполне уместна. Если бы имена праотцев перечислялись в хронологическом порядке, то по правилам грамматики «аф» пришлось бы поставить перед Яаковом, убрав его от Авраама, а это было бы несправедливо.
«Дайте трудное дело…»
«И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей» (26:5). Раши комментирует: «Такой плодородной будет земля. Вы еще не успеете обмолоть зерно, как настанет пора сбора винограда, а на следующий год, когда наступит время сева зерновых, вы все еще будете собирать виноград». Раши хорошо разбирался в сельскохозяйственных вопросах, ведь он сам был виноградарем.
У американцев есть поговорка: если хочешь решить вопрос, обратись к занятому человеку. Когда у нас много дел, когда нам постоянно некогда, мы в хорошей форме, и мы многое успеваем сделать. И, наоборот, безделье расслабляет, обилие свободного времени вредит душе и телу. Не зная, как убить время, бездельник ищет развлечений, придумывает их, чтобы отвлечься от душевной пустоты, которая причиняет ему безотчетные страдания.
Ему скучно; его одолевает беспокойство. Стремясь убежать от самого себя, он отправляется в путешествие (если кошелек позволяет). Но перемещение в пространстве и симуляция активности не помогают. Человеку нужно реальное дело; ему нужно постоянное занятие, по возможности без перерывов, чтобы молотьба сходилась со сбором винограда. Б-г лучше нас знает, что нужно человеку для счастья.