Материалы сайта www.evrey.com
Сегодня арабские СМИ сообщили о предположительно израильском ракетном обстреле военного склада в сирийском порту Латакия. По информации ливанского агентства UNews, связанного с Ираном, по этому месту были выпущены четыре ракеты. В результате атаки склад с вооружениями, прибывшими из Ирана и предназначавшимися ливанской террористической организации «Хизбалла», был уничтожен. О пострадавших на данный момент ничего не известно. Позднее поступило сообщение о второй израильской атаке. На этот раз — с применением танков, в районах, расположенных несколько южнее ранее атакованного объекта. Здесь, по данным СМИ, было выпущено не менее 15 снарядов. В итоге уничтожен склад с оружием и еще один военный объект. Израиль традиционно не комментировал сообщения о приписываемых ему атаках военных объектов на сирийской территории. Сирийские государственные СМИ — тоже ничего не сообщили об ударе.
Это, как известно — далеко не первая атака в Сирии, приписываемая Израилю. Так, относительно недавно (в конце апреля) сообщалось о предположительно израильском авиаударе. Тогда удары были нанесены по ряду объектов недалеко от Дамаска. Однако нынешние атаки имеют несколько весьма важных отличий, по сравнению с тем, что происходило раньше. Прежде всего, речь — о военно-стратегическом «фоне», на котором произошли эти атаки. Отметим наиболее важные обстоятельства. Во-первых, сообщения о начале процесса вывода российских войск из находящихся на территории Сирии военных, военно-воздушных и военно-морских баз — появились из разных источников, заслуживающих доверия. Обсуждать причины этих действий Москвы сегодня не входит в наши планы. Подчеркнем лишь, что происходящее коренным образом меняет расстановку сил в регионе, сложившуюся как минимум 10 лет назад, после того, как Россия начала активно «внедряться» в Сирию. Отметим, что израильскому правительству в эти годы удавалось достаточно эффективно взаимодействовать с российским военным руководством в Сирии, продолжая осуществлять атаки против иранских военных объектов с достаточной долей свободы. Однако это сотрудничество нельзя было назвать добровольным. Оно было вынужденным, и исходило из того, что повлиять на присутствие российских вооруженных сил у израильских границ — вне пределов возможностей Израиля. О том, какую потенциальную опасность представляло собой (а, может, и представляет до сих пор, если сообщения о выводе российских войск не подтвердятся) подобное соседство для Израиля свидетельствует то, как Россия в последнее время пыталась использовать свое присутствие в Сирии для весьма опасного давления на Израиль. Несколько раз Израиль был поставлен перед необходимостью пересмотра своей политики, в том числе, военной — при осуществлении мероприятий по защите национальных интересов и безопасности страны. Каждый раз правительству Нетаниягу удавалось сгладить конфликт. Однако претензии, риторика и тон российской стороны каждый раз становились все резче и нетерпимее. Апогея эта тенденция достигла в последние месяцы, и ярко проявила себя в апреле, когда российские военные «раскрыли» подробности израильской военной атаки, известные им и ранее не оглашавшиеся. Еще раньше Израиль столкнулся с весьма серьезным демаршем — демонстрационным облетом израильских границ самолетами российских ВВС, базирующимися в Сирии.
Несмотря на израильско-российские договоренности о патрулировании российской военной полицией приграничных с Израилем зон в Сирии, с целью пресечения активности боевиков ДАИШ — общая оценка ситуации, скорее, заставляет сделать вывод, что эта помощь для Израиля может в конечном итоге оказаться опасней того, от чего она призвана защитить Израиль. С боевиками ДАИШ, «Хизбаллы», и прочими Израиль, в случае необходимости, вполне может справиться и своими силами. Благо опыт в этой сфере накоплен большой. Так же — как и военно-техническая оснащенность. И самой большой помощью Израилю в этом стало бы отсутствие возможности помешать. Весьма характерна и реакция на последние атаки в Сирии со стороны главаря «Хизбаллы» Хасана Насралла, разразившегося пространным заявлением, в котором странные сообщения об «отсутствии у Израиля намерений напасть на Хизбаллу» перемежались с истерическими угрозами в адрес Израиля. И обещаниями, что в случае продолжения израильских атак на иранские объекты в Сирии — «Иран ответит Израилю напрямую». Все это свидетельствует о серьезной тревоге главных врагов Израиля в регионе в связи со складывающейся ситуацией. Это тем более странно, ибо, по сообщению экспертов, российские военные, уходя, оставляют свои сирийские базы не сирийским, но как раз — иранским и ливанским силам. Впрочем, странно это лишь на первый взгляд. Получив долгожданную свободу действий в Сирии, не скованную необходимостью постоянно учитывать российское присутствие в этой стране — Израиль не замедлит в максимальной степени этой свободой воспользоваться. Со всеми вытекающими последствиями для иранских и ливанских наследников России на сирийских военных базах.