Вначале я писал в газетах и передачах RTVI, что Трамп напоминает мне Жириновского. Со временем он не перестал напоминать мне Жириновского, но делал почти все правильно. Когда я начал заступаться за Трампа, это раскололо моих знакомых. Но временно, потому что 24 февраля нас снова сплотил Путин. Пока он расколол меня лишь с одной знакомой крымнашисткой, которая возмутилась в «Фейсбуке» моим посмертным воспоминанием о Жириновском и попутно призналась в любви к Путину, назвав его «своим Президентом», хотя лет 30 проживает на Западе.
Трамп разочаровал меня и в генерале Уэсли Кларке, бывшем командующем войсками Запада в Европе. Но Путин сблизил и нас: мы оба желаем победы Украине. В субботу я слушал интервью Кларка по поводу войны Путина против Украины. Он сказал, среди прочего, что украинцам нужно нанести Путину решающее поражение как можно скорее, потому что время работает не на них. К лету украинская земля подсохнет, объяснял Кларк, и русские танки перестанут вязнуть в грязи. Русские, которые в начале вторжения воевали через пень-колоду, поднакопят опыт и будут воевать профессиональнее, поэтому украинцам будет все труднее, а от их городов и инфраструктуры будет оставаться все меньше.
Поэтому Джо Байдену следует поторопиться с поставками Украине оружия и расширить его ассортимент, продолжал Кларк. Байдена удерживает опасение, что Путин в ответ применит по украинцам тактическое ядерное оружие. Кларк не склонен паниковать по этому поводу. Он философски заметил, что это просто один из видов оружия. Если Путин применит (по-моему, Кларк сказал « 4 или 5») тактические боеприпасы, это в принципе ничего не изменит.
Чего хотят украинцы
В пятницу глава Международного республиканского института Дэниэл Туайнинг напечатал в «Уолл-стрит джорнэл» статью «Что думают украинцы о войне с Россией», основанную на беспрецедентном опросе, который провела его организация в Украине. Автор напоминает, что, когда Путин вторгся в Украину, почти все международные эксперты пророчили, что Россия одержит победу в течение считанных дней или максимум недель. «Украинцы удивили всех нас!», — восклицает он. Туайнинг сообщает главные результаты свого опроса. Во-первых, рейтинг украинского президента Владимира Зеленского составляет головокружительные 94%! Это напомнило мне популярность Буша-старшего после молниеносного освобождения Кувейта в 1991 году и Буша-младшего — после 11 сентября 2001 года. Рейтинг Зеленского тем более ошеломителен, что до этого бывшего комика рассматривали как политически неискушенного головотяпа.
Он был избран подавляющим большинством в 73% голосов, но к октябрю прошлого года его рейтинг скатился до убогих 25%. Я уже предвижу версию, «что войну начал не Путин, а Зеленский». Рейтинг обоих пошел в гору, но у Зеленского просто взмыл в облака.
Туайнинг, разумеется, толкует взлет украинского президента по-другому: «В момент, когда страна попадает в чрезвычайные обстоятельства, на высоте оказывается только настоящий лидер», — пишет он.
Во-вторых, опрос показал, что украинцы не желают быть поглощенными новой русской империей и хотят соединиться с Западом. Отвечая на вопрос, к какому экономическому сообществу они хотели бы присоединиться, имей они такую возможность, 80% назвали Евросоюз и лишь 2% проявили интерес к Евразийскому таможенному союзу, охватывающему Россию, Беларусь и Казахстан.
Если бы сейчас в Украине состоялся референдум о вступлении в НАТО, 59% сказали, что проголосовали бы «за» и лишь 14% — «против». Честно говоря, этот ответ меня удивил. Я думал, что под русскими бомбами в НАТО запросится больший процент украинцев.
В-третьих, 97% украинцев считают, что они выиграют войну. «Это примечательная цифра, — пишет автор, — учитывая, что у украинских военных намного меньше огневой мощи и гораздо меньше войск. В 2021 году Россия истратила на оборону в 10 раз больше, чем Украина. В начале войны у России был под ружьем почти один миллион человек, тогда как у Украины было 196 тысяч. Братские могилы и разрушенные города усеивают только Украину — русские города мало пострадали в этой войне. Но, несмотря на эти ужасы, украинцы уверены в победе!». Эту уверенность следует учитывать, когда вы рассуждаете о том, как закончится война. В свете роста инфляции, цен на энергоносители и нехватки продовольствия от западных политиков все настойчивее требуют, чтобы она закончилась быстрее. «Но украинцы не желают потемкинского мира, сопряженного с потерей части территории их страны», — пишет Туайнинг. Западным лидерам не следует призывать к урегулированию, которое вознаградит Путина за агрессию, добавляет он.
Маловероятно, чтобы украинский политик, который поддержит мирное соглашение, предусматривающее уступки Москве, победит на следующих выборах. Автор считает, что, вместо этого, США и НАТО должны и впредь снабжать Украину оружием и гуманитарной помощью, одновременно усиливая экономическое давление на Россию.
Туайнинг повторяет известный тезис о том, что нападение на Украину привело к результатам, прямо противоположным всем желаниям Путина. Оно сплотило Украину, сделало Зеленского героем как на родине, так и на международной арене, превратило Россию во всемирного изгоя (изгойку?), вдохнуло новую жизнь в НАТО, в кои-то веки подтолкнуло Швецию и Финляндию на вступление в альянс, и показало, почему его членом должна быть и Украина.
«История помнит диктаторов не из-за их завоеваний, а из-за бед, которые они принесли своим народам», — пишет Туайнинг.
Автор резюмирует результаты своего опроса призывом и дальше стоять за украинцев. Тут он расходится и с Трампом, который призывает немедленно усадить Зеленского за стол переговоров, и со всем изоляционистским крылом сегодняшней Республиканской партии.