Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные указания по ведению храмовой службы. Коэн выносит за пределы стана пепел жертвы всесожжения (ола), которая горела на жертвеннике всю ночь до утра. Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике.
Описан порядок принесения хлебного дара (корбан-минха), состоящего из муки, оливкового масла и ароматных добавок. Горсть минхи сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания первосвященник Аарон, его сыновья-коэны и их потомки – храмовые священнослужители. Приведены детали грехоочистительной жертвы хатат, которая искупала непреднамеренное нарушение заповедей; повинной жертвы ашам; различных видов мирных жертв шламим, одну из которых, благодарственную жертву тода, принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять несъеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву – ее надо сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды жиров (хелев). От каждой «мирной» жертвы коэны получают грудину и правую голень животного. В конце раздела подробно описана церемония помазания Аарона и его сыновей, а также порядок освящения передвижного Храма, Мишкана, и храмовой утвари.
***
В этом году суббота, в которую читают раздел «Цав», следует сразу за праздником Пурим. «Главный» Пурим, Пурим-дипразот, был отмечен повсеместно в четверг 14 числа месяца адар-бейт (нынешний еврейский год високосный; в нем тринадцать месяцев, включая два месяца адар: адар-алеф и адар-бейт), а на следующий день, в пятницу 15 адара-бейт, праздник – Шушан-Пурим пришел в города, которые были обнесены крепостной стеной в период завоеваний Иеошуа бин Нуна, т. е. более тридцати трех веков назад (в первую очередь, это Иерусалим).
Из текста книги Эстер явствует, что смертельная опасность грозила евреям ровно семьдесят дней: от 13 нисана (Аман составил указ об их массовом истреблении, которое должно было произойти ровно через 11 месяцев; он велел разослать его во все провинции, Книга Эстер, 3:12), – и до 23 сивана (8:9), когда по инициативе Мордехая был подписан и разослан другой царский указ, нейтрализующий первый.
Этим 70 дням, потрясшим Древнюю Персию, соответствуют 70 стихов, между первым упоминанием Амана в стихе 3:1: «После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана…», и его падением: «… и повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая» (7:10).
Семьдесят – знаменательная цифра в еврейской истории и традиции. Ровно столько лет продолжалось Вавилонское изгнание, после которого евреи вернулись в Эрец-Исраэль и построили Второй Храм. Семьдесят лет просуществовала и тюрьма народов – Советский Союз, из которого многие из нас совершили алию в Эрец-Исраэль. Тора говорит о семидесяти народах, за которые в течение семи дней праздника Суккот приносили в жертву 70 быков. Санедрин, высший судебно-законодательный орган еврейского государства в период Храма, состоял из 70 мудрецов плюс председатель. 70 лет жил великий царь Давид. В общем, семьдесят – хорошая, счастливая для нас цифра.
Негаснущий огонь
«Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике и не гаснуть» (6:6). Все годы странствий в Синайской пустыне евреи носили с собой Мишкан, сборный походный Храм. Слово «Мишкан» образовано от глагола «лишкон», жить, потому что в Мишкане «жило», обитало Б-жественное присутствие, Шехина. Б-г «жил» среди евреев.
Во дворе Мишкана стоял медный жертвенник, на котором горели три разных огня. На восточной стороне жертвенника находился самый большой костер – «мараха гдола». На нем сжигали жертвы. В юго-западном углу располагался другой огонь, который переносили на малый золотой жертвенник, находившийся внутри Шатра Откровения, для воскурения благовоний.
И, наконец, у третьего огня не было постоянного места. Его разжигали в разных местах большого жертвенника. У этого огня было одно-единственное предназначение: исполнять слова из сегодняшнего раздела Торы: «Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике и не гаснуть». Он горел всегда: в дождь и жару, днем и ночью, в будни, шаббат и праздники: все 39 лет странствий евреев по пустыне.
С приходом сынов Израиля в Эрец-Исраэль это горение не прекратилось. Оно продолжалось еще 14 лет в Гилгале, где стоял Мишкан, и 57 лет в Нове и Гивоне. Дважды в день в костер добавляли по два полена: после утреннего жертвоприношения и во время предвечерней службы.
Но зачем требовались сразу три огня на большом жертвеннике? Неужели одного было недостаточно? Эти три огня символизировали три аспекта наших отношений с Б-гом. Большой огонь представляет служение Творцу, которое у всех на виду: выполнение заповедей, изучение Торы, молитвы и добрые дела. Этот огонь был самым большим и поэтому самым заметным, как наши повседневные действия, от накладывания тфилин до заботы о сиротах и вдовах.
У второго огня на большом жертвеннике была иная функция: от него зажигали воскурения на малом жертвеннике внутри Мишкана. Отсюда мы учим, что «внешняя служба» должна использоваться для разжигания внутреннего огня, который представляет собой служение сердца: нашу веру и упование на Б-га, наше постоянное стремление быть лучше, ближе к идеалу святости. Это служение нельзя увидеть, но оно, подобно воскурениям на золотом жертвеннике, распространяет восхитительный аромат на много километров вокруг.
Третий огонь может находиться где угодно, но ему нельзя дать погаснуть. Горение этого огня символизирует неослабевающую верность еврейского народа Б-гу во все века изгнания. На протяжении сотен лет нам приходилось перемещаться из одной страны в другую, с одного континента на другой, уходя от преследований и погромов, но жестокому миру никогда не удавалось погасить, растоптать нашу веру и преданность Всевышнему. Ярким утром и во мраке ночи – всю свою долгую историю евреи приносили на жертвенник свою любовь к Б-гу, и никакая цена не казалась им чрезмерной.
Грех первой жирности
«Никакого жира бычьего, бараньего и козьего не ешьте» (7:23).
Медики говорят, что жирное мясо вредно. Но Тора больше заботится о здоровье нашей души. Поэтому она повелевает удалять с жертвенных животных хелев, скопления жира, и сжигать его отдельно на жертвеннике.
Но почему именно жир? Цель корбанот, храмовых жертв, состоит, прежде всего, в том, чтобы искуплять грехи, главным образом, те из них, которые вызваны нашей толстокожестью или, если хотите, слишком большой жировой прослойкой, усиливающей лень и апатию, снижающей нашу чувствительность к чужой беде и несправедливости, отдаляющей нас от Б-га. В книге «Дварим» (раздел «Аазину») Тора упрекает евреев: «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться. Разжирел ты, растолстел, раздался. И оставил он Г-спода, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего» (32:15). Как видим, сытость и пресыщенность могут привести к духовной деградации.
Наши отношения с Б-гом соответствуют известной формуле «мера за меру». Поэтому грехи, вызванные «ожирением», надо искуплять жиром. Не своим, конечно, – ведь человеческие жертвоприношения запрещены в иудаизме, – а жиром животных, возложенным на костер храмового жертвенника.